Силуэтное вырезание
Наиболее сложным для дошкольников приемом создания аппликаций является прием вырезания на глаз предметов асимметричного строения с криволинейными контурами (рыбы, птицы, звери и т. д.) со сложными очертаниями фигур, плавными переходами одной части в другую.
Специфика вырезания на глаз заключается в том, что изображение из бумаги или других материалов производится беспрерывным слитным движением ножниц по мысленно создаваемому силуэту предмета. Поэтому этот прием, и получил название силуэтного вырезания.
Методика обучения детей дошкольного возраста силуэтному вырезанию в аппликации подробно разработана И. Л. Гусаровой. Автор рекомендует строить обучение на основе тщательного анализа строения фигур, выделения взаимосвязи их частей, а также с помощью показа приемов изображения во взаимодействии с точными словесными описаниями каждого совершаемого движения ножницами.
Процесс овладения вырезанием на глаз представляет для детей определенные трудности. У малышей должна быть в достаточно высокой степени развита острота зрительного чувства и ручная умелость, что помогает достичь точности, выразительности контура, а следовательно, и показать красоту, четкость силуэта.
В старшем дошкольном возрасте восприятие носит более осмысленный характер, что позволяет ребенку выделять из окружающего мира предмет и его очертания. При этом слово помогает осуществить анализ каждой формы и каждого движения, совершаемого руками в процессе вырезания.
К обучению детей силуэтному вырезанию воспитатель должен подходить продуманно. Необходимо обеспечить постепенное усложнение заданий за счет варьирования силуэтных очертаний и перехода от изображения простых по конфигурации форм к более сложным.
Это положение можно проследить на примере обучения дошкольников вырезанию силуэтов посуды с асимметричным расположением частей (ручки, носики-сливы), а также рыб, птиц, зверей. При их отборе следует учитывать простоту очертаний, возможность использования декоративных элементов. Различные формы посуды вырезают плавным переходом от тулова к изображению носика-слива, с одной стороны, и ручки — с другой (молочник, кофейник, чайник). Первоначально надо определять расположение и пропорциональное соотношение частей по форме, величине, сочетать при вырезании прямолинейные и криволинейные срезы, соответствующие силуэты (рис. 15).
Научившись изображать посуду простой формы (бокалы, чашки с ручками), дети могут вырезать более сложные силуэты (чайник, куманец, кофейник). Их наклеивают на цветной фон и декоративно оформляют росписями краской или аппликацией. Так устанавливают взаимосвязь занятий по аппликации и декоративному рисованию, разделив содержание работы равномерно на два занятия. На одном из них (по аппликации) дети учатся вырезать силуэты посуды, а на другом — украшать ее узорами.
При вырезании силуэтов посуды и других предметов асимметричной формы важно научить ребенка определенной последовательности изображения. Сначала надо выбрать форму заготовки, чтобы предмет и его части полностью вписались в пространство бумаги по ширине и высоте. Затем следует определить расположение и отметить части. Это создает зрительные опоры для более правильной передачи силуэта.
По такому же принципу вырезают силуэты рыб, птиц, зверей и т. д. При выборе заготовок для них следует зрительно соотнести расположение частей, выделить горизонтальную или вертикальную протяженность фигуры. Например, рыб вырезают из прямоугольника — полоски. Так легко передать последовательное расположение и связь основных элементов. Цвет, размеры заготовок варьируются в зависимости от разновидностей рыб и характера их трактовки (по типу народной игрушки, либо сказочный образ, либо природные разновидности). Если дети вырезают аквариумных рыб с сильно развитым хвостом и плавниками, то соответственно меняется форма бумаги, из которой дети их вырезают.
Размер и форма бумага для изображения птиц и животных также берется с учетом вида и позы, нужной для передачи в аппликации. Так, лебедя вырезают из прямоугольника с соотношением сторон примерно 8x10 или 6x8 см. А для жирафа берут прямоугольник в вертикальном положении в соотношении сторон 1:2. Такая заготовка оказывает детям помощь в передаче вертикального расположения основной части, исходя из длины шеи и других частей тела.