Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Методика развития детского изобразительного творчества часть 2 - Симметричное вырезание

Cмотрите так же...
Методика развития детского изобразительного творчества часть 2
Вторая младшая группа
Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная к школе группа
Творчество детей в лепке под влиянием произведений искусства.
Обогащение цветовой выразительности росписи глиняных изделий.
Обогащение композиционного замысла в лепке — создание рельефных и барельефных изображений на глиняных плитках.
Способы и приемы лепки разных предметов в зависимости от особенностей развития детей.
3 способа лепки
Способы оформления и декорирования образа
Аппликация. Виды аппликации в д/с.
Оборудование и материалы для выполнения аппликации.
Задачи и программный материал по аппликации.
2 младшая группа
Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная группа
Приемы работы с ножницами в разных возрастных группах. Способы вырезания.
Вырезание плоских геометрических фигур и предметов простой и сложной формы
Симметричное вырезание
Силуэтное вырезание
Методика обучения детей аппликации из соломки.
Методика обучения детей аппликации из засушенных растений.
Виды аппликаций
Создание работ
Конструирование. Виды конструирования.
Содержание знаний и умений по конструированию
Конструирование из бумаги в средней и старшей группе детского сада.
Старшая группа
Методы и приёмы обучения.
Планирование.
Общие принципы планирования. Усвоение программы.
Отбор предметного и сюжетного содержания занятий.
Усвоение программы по изобразительной деятельности
Изобразительные способности.
Этапы развития изобразительных способностей.
Особенности творческой изодеятельности дошкольников.
Зависимость развития способностей и творчества от обучения
Детское изобразительное творчество.
Этапы развития детского изобразительного творчества
Показатели наличия творческого начала в изобразительной деятельности детей
All Pages

 

Симметричное вырезание

 

 Программа для детей шестого и седьмого года жизни предусматривает овладение умением создавать аппликации, используя приемы симметричного вырезания. Этот прием основан на предварительном складывании заготовки бумаги пополам или в несколько раз для одновременной передачи повторяющихся частей вырезаемого предмета.

 Этот процесс помогает отобразить в аппликации правильное строение цветков, листьев, бабочек, некоторых видов животных, взаимосвязь частей фигуры человека, равномерное расположение декоративных элементов с учетом их величины, окраски.

 В детских аппликациях наиболее яркими получаются формы листьев, цветков, бабочек и других предметов.

 Наиболее простыми для передачи в аппликации являются листья. Большинство из них построено по принципу зеркальной симметрии. Несмотря на многообразие формы листовой пластины (простые, простые рассеченные, сложные), различие по протяженности, относительной величине, строению краев (зубчатые, цельнокрайние, глубокорассеченные), по окраске, все они (кроме неравнобоких) характеризуются общим распределением боковых сторон равномерно справа и слева.

 Поэтому при вырезании листьев целесообразно применять прием предварительного складывания заготовок пополам (для передачи в аппликации зеркального соответствия боковых сторон) и одновременного прорезания обоих слоев бумаги по воображаемому контуру половины фигуры относительно сгиба. Изменение формы заготовки, ее соотношения по ширине и длине, величине и окраске позволяет изобразить многообразие и многоцветие листьев, особенно осенних.

 При вырезании листьев путем сгибания заготовки пополам следует учитывать особенности строения исходной фигуры, соотношение ее величины и формы. Квадратная бумага необходима для изображения сердцевидных листьев (сирень, водокрас). Длинные полоски нужны при вырезании линейных форм, например листьев нарцисса, амариллиса, ириса. Яйцевидные листья получают из прямоугольной заготовки, у которой отношение ширины к длине не имеет резкого различия (например 6х4 см).

 Многие листья имеют вертикальную протяженность. Поэтому заготовку при вырезании складывают пополам по вертикали. Только почковидные листья (герань, лесная фиалка) создают из прямоугольной заготовки путем складывания ее пополам по горизонтали.

 Особенности выбора заготовок в зависимости от формы и протяженности листьев, а также приемы вырезания их после складывания бумаги пополам представлены на рис. 3.

 Повторяя одно и то же изображение по сгибу, необходимо последовательно усложнять очертания фигур.

 Поэтому сначала надо обучать вырезанию простых листьев (тополь, сирень, яблоня), а затем переходить к передаче расчлененных и изрезанных или составных композиций (рябина, кислица, земляника, клен).

 Закреплению приемов складывания и вырезания однородных листьев способствуют задания, связанные с необходимостью изображения нескольких повторяющихся частей (ветка тополя, осенний букет из листьев, гирлянда).

 clip_image034

 Цветки с одной осью симметрии имеют различные очертания, и в каждом случае при вырезании надо выделять прежде всего особенности формы. Например, у колокольчика или ландыша чашечка у основания закруглена, а острые лепестки плавно и равномерно расходятся в противоположные стороны от среднего лепестка. У лилии и амариллиса цветки составлены из разбросанных в стороны и изящно изогнутых лепестков, а у гиацинта и ириса они закруглены, вьются, как кудри. При их рассматривании важно определить специфику формы и расположение основных элементов, чтобы при вырезании из бумаги сохранить общие, но характерные признаки цветка.

 Для вырезания цветков из бумаги можно применить описанный выше прием складывания заготовки пополам, чтобы отобразить в аппликации равенство противоположных частей симметричной фигуры. После складывания бумаги вырезают половину формы цветка. При этом изменение очертаний контура, окраски и величины бумажной заготовки позволяет получить различные изображения колокольчиков, ландышей, ирисов, лилий, глоксиний и др.

 На рис. 4 показаны приемы вырезания цветков с зеркальной симметрией. Здесь выделены три группы форм, объединенных общностью конфигурации заготовки (квадрат, прямоугольник) и приемами складывания (в одном случае применяется сгибание по вертикали, а в другом — по диагонали).

 Использование этих приемов дает возможность отразить округлость фигур и более правильное соотношение в них ширины и длины. Так, для удлинения форм, например для вырезания оваловидных растений (крокусы, ирисы), лучше брать прямоугольную бумагу. А для цветков с разбросанными в стороны лепестками (лилии, амариллисы, глоксинии) больше подходит квадрат, разделенный пополам по диагонали. Этот прием помогает увеличить площадь изображения и отразить специфику цветков с глубоко рассеченными лепестками.

 clip_image036

 Большая группа цветков с разным количеством лепестков построена по принципу осевой, или центрально-лучевой, симметрии, когда лепестки равномерно повторяются от середины по окружности. Такой венчик может иметь три, четыре, пять, шесть и более лепестков.

 В зависимости от количества этих лепестков цветы примерно объединены в разные группы, основанные на складывании заготовки квадрата в определенной последовательности. Так, во вторую группу включены четырехлепестковые цветки, в третью — восьмилепестковые формы (так условно можно изобразить ромашки, маргаритки и др.). Четвертую группу образуют трехлепестники, пятую — цветки с шестью лепестками и последнюю, шестую группу составляют пятилепестковые цветки.

 Все эти цветки вырезают из квадратной заготовки, в которую хорошо вписываются формы с равномерно распределенными от середины к краям частями.

 Четырехлепестники вырезают после сгибания квадрата пополам три раза: вдоль, затем поперек, а потом по диагонали (рис. 6). Так можно вырезать жасмин, сердечник луговой, гортензию, чистотел, цветки редиса и др.

 Чтобы передать конкретные особенности этих цветков в аппликации, дети должны эти признаки выделять и знать еще до выполнения задания. В процессе обследования цветков внимание ребят фиксируется на признаках общности по количеству лепестков. Например, у сердечника лугового цветки белые и розовые с заостренными лепестками, а у гортензии они широкие с закруглениями на концах, у жасмина — с красивой выемкой. У дикой редьки лепестки тупые, будто срезанные (рис. 6, 1, 2, 3).

 Цветки со множеством лепестков, симметрично расположенных относительно серединки, условно передаются в аппликации как восьмилепестковые формы (ромашки, хризантемы, маргаритки, ноготки, космея и др.).

 Варианты строения лепестков, особенности вырезания восьмилепестников путем складывания квадрата даны на рис. 6, 4, 5, 6.

 clip_image038

 Из заготовки бумаги, разделенной путем сложения на двенадцать равных частей, также можно вырезать разнообразные формы снежинок. После складывания квадрата белого цвета на гранях заготовки вырезают свободные комбинации выемок, треугольников, полукругов. Полученные формы наклеивают на темный фон (черный, синий, фиолетовый). Контрастное сопоставление цвета основы и вырезок помогает передать ажурность снежинок, выделить равномерное чередование повторяющихся частей. Несколько таких образцов помещены на рис. 8.

 В процессе вырезания снежинок внимание детей направляется на самостоятельные поиски различных композиций построения фигур. Воспитатель поощряет наиболее интересные, творческие работы.