Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Методика развития детского изобразительного творчества часть 2 - Показатели наличия творческого начала в изобразительной деятельности детей

Cмотрите так же...
Методика развития детского изобразительного творчества часть 2
Вторая младшая группа
Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная к школе группа
Творчество детей в лепке под влиянием произведений искусства.
Обогащение цветовой выразительности росписи глиняных изделий.
Обогащение композиционного замысла в лепке — создание рельефных и барельефных изображений на глиняных плитках.
Способы и приемы лепки разных предметов в зависимости от особенностей развития детей.
3 способа лепки
Способы оформления и декорирования образа
Аппликация. Виды аппликации в д/с.
Оборудование и материалы для выполнения аппликации.
Задачи и программный материал по аппликации.
2 младшая группа
Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная группа
Приемы работы с ножницами в разных возрастных группах. Способы вырезания.
Вырезание плоских геометрических фигур и предметов простой и сложной формы
Симметричное вырезание
Силуэтное вырезание
Методика обучения детей аппликации из соломки.
Методика обучения детей аппликации из засушенных растений.
Виды аппликаций
Создание работ
Конструирование. Виды конструирования.
Содержание знаний и умений по конструированию
Конструирование из бумаги в средней и старшей группе детского сада.
Старшая группа
Методы и приёмы обучения.
Планирование.
Общие принципы планирования. Усвоение программы.
Отбор предметного и сюжетного содержания занятий.
Усвоение программы по изобразительной деятельности
Изобразительные способности.
Этапы развития изобразительных способностей.
Особенности творческой изодеятельности дошкольников.
Зависимость развития способностей и творчества от обучения
Детское изобразительное творчество.
Этапы развития детского изобразительного творчества
Показатели наличия творческого начала в изобразительной деятельности детей
All Pages

 

3. Показатели    наличия    творческого    начала    в    изобразительной деятельности детей.

  

В научных исследованиях по вопросам детского творчества отмечается ряд черт, характеризующих наличие творческих начал в деятельности ребенка.

 Это — проявление активности, самостоятельности и инициативы в применении уже освоенных приемов работы к новому содержанию, в нахождении новых способов решения поставленных задач, в эмоциональном выражении своих чувств при помощи различных изобразительных средств.

 Как правило, во всех определениях творчества отмечается, что это деятельность, в результате которой создается новый, оригинальный продукт, имеющий общественное значение.

 Так, в определении Г.А. Урунтаевой,  творчество – деятельность, результатом которой является создание условных материальных и духовных ценностей.

 Если рассматривать детскую деятельность с позиции объективной новизны и значимости, то, конечно, её нельзя назвать творчеством. Рисунки, поделки детей – это не произведение искусства, они не имеют художественной ценности.

 В итоге дис­куссии большинством исследователей была принята следующая позиция: признание субъективности детского творчества. Ребенок не открывает ничего нового для мира взрослых, но он делает открытия для себя. Поэтому применительно к деятельности ребенка правомерно использовать термин творчество, ограничивая его словом детское.

 Н.А.Ветлугина считает, что, открывая новое для себя, ребенок одновременно открывает взрослым новое о себе, и потому отношение к детскому творчеству должно быть педагогическим. При этом в оценке детского творчества акцент нужно делать не столь­ко на результат, сколько на сам процесс деятельности. Именно поэтому Н.П.Сакулина формирование таких качеств личности, как самостоятельность, активность, инициатива,проявляющиеся в процессе деятельности, рассматривает как непременные состав­ные творчества.

 Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод: детская изобразительная деятельность по своим объективным возможностям носит творческий характер.

 При реализации этих возможностей в условиях правильного руководства ребенок раз­вивается как творческая личность.

 С пониманием сущности детского творчества тесно связан во­прос о конкретных критериях его оценки.

 Это один из сложней­ших и нерешенных однозначно до сих пор вопросов. Сторонники признания объективной новизны продуктов деятельности творчества выделяют показатели, характерные для продуктивной деятельности, в первую очередь, оригинальность, новизну. Ученые, признающие проявление творчества в процессуальной стороне деятельности, фиксируют внимание на творческих способах действия, умения видеть проблему, поиск вариативных решений, гибкость, самостоятельность, оригинальность и т. д.

 Одну из попыток систематизировать критерии оценки детского продуктивного художественного творчества предприняла Н.А.Ветлугина. Это показатели, характеризующие отношения, интересы, способности детей, способы творческих действий, качество детской продукции.

  

Показатели творчества, характеризующие отношения, интересы, способности детей.

 1. Развитие творческое воображение, на основе которого преобразуется прошлый опыт; способность «вхождения» в изображаемые обстоятельства, в условные ситуации.

 2. Увлеченность, захваченность деятельностью – качество, способствующее активизации волевых усилий при достижении творческой цели.

 3. Искренность, правдивость, непосредственность переживания.

 4. Специальные художественные способности (образное видение, поэтический и музыкальный слух), позволяющие успешно решать творческие задания.

 5. Изменение мотивов деятельности, доставляющий детям удовольствие своими результатами; этот показатель, по существу, характеризует направленность воображения, подчинение его творческой задаче (непременное условие работы продуктивного воображения).

 6. Возникновение потребности в творчестве.

  

 

Показатели творчества, характеризующие способы творческих действий.

 1. Дополнения, изменения, вариации, преобразование уже знакомого материала, применение известного в новых ситуациях, создания новой комбинации из усвоенных, старых элементов.

 Этот показатель конкретизирует и иллюстрирует работу воображения, механизм воображения на этапе замысливания и реализации замысла (характер действий комбинирования).

 2. Самостоятельные поиски, пробы наилучшего решения задания.

 Данный показатель заостряет внимание на наличии творческой поисковой деятельности (экспериментирования), ее целенаправленности и в то же время вариативности.

 3. Нахождение новых приемов решения (когда старых уже недостаточно), самостоятельность и инициатива в применении их, нахождение своих оригинальных приемов решения творческих заданий.

 4. Быстрота реакций, находчивость в действиях.

 Большинство из названных показателей проявляются в процессе деятельности, что требует со стороны воспитателя целенаправленного наблюдения за детьми, анализа их поведения, понимания внутреннего состояния, сопереживания, сочувствия, содействия им, если в этом есть необходимость.

  

Показатели творчества, характеризующие качество продукции художественной деятельности.

 1. Нахождение адекватных (соответствующих) изобразительно – выразительных средств для воплощения образа.

 2. Индивидуальный «почерк» детской продукции, своеобразие манеры исполнения и характера выражения своего отношения.

 3. Соответствие детской продукции элементарным художественным требованиям.

 Последний показатель можно конкретизировать, выделив такие качества детского рисунка (поделки), как выразительность, грамотность и оригинальность образа в единстве и с учетом специфики взаимодействия этих качеств.

 Все показатели творческого начала в деятельности детей могут быть использованы при анализе процессов и результатов деятельности конкретного ребенка, в целом детей группы на занятии, а также вне занятий, т.е. в процессе самостоятельной художественной деятельности.

 Все выше изложенное позволяет сказать, что в широком смысле процесс творческого саморазвития человека беспрерывен. Однако для полноценной реализации потенций к такому развитию важно создать условия. Для этого необходимо знать содержание творческих способностей, учитывать сензитивные периоды их развития, конкретные пути, методы влияния на успешность их формирования.