Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Методика развития детского изобразительного творчества часть 2 - Подготовительная к школе группа

Cмотрите так же...
Методика развития детского изобразительного творчества часть 2
Вторая младшая группа
Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная к школе группа
Творчество детей в лепке под влиянием произведений искусства.
Обогащение цветовой выразительности росписи глиняных изделий.
Обогащение композиционного замысла в лепке — создание рельефных и барельефных изображений на глиняных плитках.
Способы и приемы лепки разных предметов в зависимости от особенностей развития детей.
3 способа лепки
Способы оформления и декорирования образа
Аппликация. Виды аппликации в д/с.
Оборудование и материалы для выполнения аппликации.
Задачи и программный материал по аппликации.
2 младшая группа
Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная группа
Приемы работы с ножницами в разных возрастных группах. Способы вырезания.
Вырезание плоских геометрических фигур и предметов простой и сложной формы
Симметричное вырезание
Силуэтное вырезание
Методика обучения детей аппликации из соломки.
Методика обучения детей аппликации из засушенных растений.
Виды аппликаций
Создание работ
Конструирование. Виды конструирования.
Содержание знаний и умений по конструированию
Конструирование из бумаги в средней и старшей группе детского сада.
Старшая группа
Методы и приёмы обучения.
Планирование.
Общие принципы планирования. Усвоение программы.
Отбор предметного и сюжетного содержания занятий.
Усвоение программы по изобразительной деятельности
Изобразительные способности.
Этапы развития изобразительных способностей.
Особенности творческой изодеятельности дошкольников.
Зависимость развития способностей и творчества от обучения
Детское изобразительное творчество.
Этапы развития детского изобразительного творчества
Показатели наличия творческого начала в изобразительной деятельности детей
All Pages

 

 

Подготовительная к школе группа

 

В подготовительной к школе группе дается предметная, сюжетная и декоративная лепка. Каждый из этих видов можно проводить или по предложению воспитателя, или по замыслу детей.

 На занятиях по замыслу дети учатся самостоятельно выбирать тему для лепки, способы изображения, средства выразительности.

 Занятия по замыслу проводятся в течение всего года, по мере того как дети накапливают знания и умения. Иногда воспитатель на­правляет замысел детей: например, предлагает вылепить любой пер­сонаж из сказки А. Толстого «Золотой ключик», передать любой эпизод из сказки А. Пушкина «Золотая рыбка».

 Творческое решение замыслов в лепке предполагает большой объем зрительных образов, которые ложатся в основу их изображе­ния. Для этого воспитатель с детьми наблюдает и рассматривает предметы, отмечая в них красоту и пластику формы, характерные, свойственные данному предмету черты.

 Для выразительного изобра­жения дети должны знать повадки животных. Внимание детей об­ращают на то, как вытянул петушок шею и поднял голову во время пения, как запрокинула голову курица, пьющая воду, как вытя­нуты туловище и хвост (в одну ровную линию) у убегающей лисы, как прижимает к спинке уши испуганный заяц. Все эти знания помогут детям во время лепки сделать образ выразительным.

 Педагог использует любую возможность, чтобы показать животных, иногда проводит целенаправленные наблюдения. Если перед наблюдениями детей предупреждают, что они будут рассматривать петушка, а по­том лепить его из глины, то дети внимательно рассмотрят и лучше запомнят его особенности. Во время наблюдений воспитатель зада­ет детям вопросы, направляя их внимание.

 Можно рассматривать с детьми иллюстрации в книгах, где персонажи представлены в дина­мике.

 Наиболее сложно детям изображать человека. Поэтому воспи­татель организует рассматривание кукол (санитарка, космонавт, школьница и т. д.), проводит наблюдения на улице, во время прогул­ки: на катке или в парке, обращает внимание детей на фигуру чело­века, соотношение ее частей, предлагает сравнить фигуры взро­слого и ребенка («Кто выше: девочка или ее мама? У кого из них длиннее руки, ноги?»).

 Выразительность готовых лепных фигур зависит и от того, как передана одежда. Поэтому воспитатель привлекает внимание детей к тому, как одеты девочка и мама: девочка обута в валенки, а мама — в сапожки; на голове у девочки вязаная шапочка с помпо­ном, у мамы — большая меховая шапка.

 А как отобразить движение? Лучше всего обратить внимание детей на то, как двигаются люди. Вот скользит на лыжах мальчик. Туловище и голова немного наклонены вперед, одна нога согнута в колене и выставлена вперед, другая нога сзади и выпрямлена, одна рука несколько согнута в локте и находится перед лыжником, а другая отведена назад.

 Объясняя на занятии суть динамики в лепке, лучше всего расчленять действие на составные части («Для того чтобы заглянуть под стол, Маша-растеряша встала на колени, руками оперлась о пол, нагнула голову и заглянула под стол»).

 Для рассматривания на занятии по лепке можно предложить народные игрушки, отличающиеся у каждого народа специфическим содержанием и оформлением. Так, дымковские игрушки расписаны ритмично и ярко, дагестанские — тонким узором белого ангоба, уз­бекские глиняные игрушки оформлены налепами или углубленным рельефом

 Рассматривая игрушки, педагог обращает внимание детей на пластику перехода от одной части к другой, на то, каким спосо­бом вылеплено и оформлено изделие.

 Для лучшего знакомства с на­родной игрушкой воспитатель проводит дидактические игры: «Магазин игрушек» (следует угадать игрушку по описанию других де­тей) или «Устроим выставку дымковской игрушки» (из множества игрушек, выставленных на столе, отбираются те, которые нужны для выставки).

 В подготовительной к школе группе воспитатель показывает лишь незнакомые технические приемы, предоставляя в остальном инициативу детям. В процессе занятия дети самостоятельно пла­нируют свою работу, отбирают способы лепки. Воспитатель наблю­дает за тем, как они лепят, и задает вопросы, если на то есть необходимость: например, если он видит, что у слона, которого изо­бразил ребенок, очень короткий хобот. Воспитатель предлагает вспомнить и подумать, сможет ли таким хоботом слон переносить бревна.

 Обучая детей предметной или сюжетной лепке, воспитатель использует художественную литературу: подбирает произведения, где персонажи оказывались в самых разнообразных ситуациях. Важ­но, чтобы во время слушания у детей формировались живые дейст­венные образы.

 В подготовительной к школе группе воспитатель может приме­нять игровые приемы: например, провести игру в гончарную мастер­скую. Игра предваряется рассказом о том, как мастера создают по­суду и другие изделия, а дети, увлеченные услышанным, начинают лепить посуду для игры (в «магазин»).

 Увлечет детей и предложе­ние вылепить в подарок декоративные плитки бывшим фронтовикам ко Дню Победы или мамам к празднику 8 Марта. Плитки можно объединить в декоративный фриз, например из бабочек.

 clip_image012

 Лепка фриза

 Изготовление декоративных плиток требует предварительного рисунка. Эскиз создают за день или за два до занятия.

 Работу над пластинкой ведут в два приема. Сначала по размеру эскиза подготавливают пластинку. Это техническая работа, которая тре­бует точности движений и аккуратности. Подготовленные пластин­ки завертывают в полиэтиленовую пленку и сохраняют до следую­щего занятия, на котором дети по эскизу делают рельеф. Так же, как и на сосудах, узоры на пластинках выполняют углублен­ным или высоким рельефом, а затем, если нужно, подвергают роспи­си ангобом.

 Развитие творческой активности и самостоятельности зависит от того, как поставлена работа в детском саду, как продумывает и организует процесс занятия педагог. Если в старшей группе в основном рабочее место (глина, оборудование) для каждого ре­бенка подготавливали воспитатель и дежурные, то в подготовитель­ной группе уже сам ребенок берет себе то количество глины, ко­торое ему нужно, и стеки для лепки. Лепят дети сидя за обыч­ными столами, на доске или поворотных станках.

 clip_image014

 Рис. 26. Поворотный станок для лепки

 В том случае, если лепка связана с окраской ангобом, занятие делится на две части: первая часть занятия — лепка предметов, а вторая — окраска.