4. Зависимость развития способностей и творчества от обучения.
Педагогика считает бесспорным зависимость правильного развития всех сторон личности от обучения. Развитие творческих изобразительных способностей также подчиняется этой закономерности.
Безусловно, нельзя понимать это положение в прямом смысле, как обучение творчеству. Творческий процесс очень сложен и во многом определяется индивидуальными особенностями личности.
В педагогике доказано, что обучение способствует лучшему развитию природных данных. Обучение, построенное лишь на выполнении ребенком задания или образца только на подражании, несовместимо с воспитанием активной творческой личности. Даже простая техническая задача должна включать в себя элементы творческой активности. Например, в старшей группе задание аккуратно заштриховать предмет в зависимости от его формы выполняется ребенком осмысленно.
Соотношение творческих и учебных задач должно быть различным в зависимости от степени усвоения детьми того или иного материала.
Чем меньше умений, знаний и навыков, приобретенных ребенком, тем проще должна быть творческая задача, и наоборот, если ребенок овладел учебным материалом, то шире могут быть поставлены и творческие задачи.
Например, детям старшей группы дано задание нарисовать многоэтажный дом, выделяя этажи ровными рядами окон. После объяснения и показа воспитателем приема разделения стены дома на несколько этажей прямыми линиями дети выполняют работу, самостоятельно решая, сколько окон на этаже будет у дома, какой формы окна, цвет крыши и стен. Творческий элемент в этой работе будет невелик.
На последующих занятиях, где этот прием будет закрепляться и самостоятельно использоваться, творческие задачи будут гораздо шире и сложнее: нарисовать красивый дом, высотное здание, магазин, театр или сказочный дворец и др. Здесь ребята должны использовать приобретенные навыки в изображении многоэтажного здания, по своему желанию передавая архитектуру, количество этажей.
Обучение детей изобразительному искусству предусматривает наряду с приобретением ими изобразительных умений и навыков развитие творческой активности.
Эта система включает в себя программу требований к изобразительным навыкам дошкольников и методику, основанную на воспитании у них наблюдательности, умения видеть в окружающей жизни многообразие красок, форм, движение. Методика должна включать применение разнообразных приемов в зависимости от поставленных задач, возраста и общего развития детей.
Большое внимание в построении всей системы обучения изобразительному искусству должно уделяться воспитанию умственной активности ребенка.
Н. П. Сакулина рассматривала активность, самостоятельность и инициативу как обязательные компоненты творчества. Она отмечала, что для творчества имеет значение не вообще активность, которая может быть чисто внешней (проявление эмоций, быстрота движений), а внутренняя активность, т. е. активность сенсорных и умственных действий.
На основе исследований по сенсорному воспитанию разработаны приемы, вызывающие эту внутреннюю активность, что позволяет ребенку в результате самостоятельно находить необходимые способы изображения.
Флерина отмечает такую особенность творческого процесса и его результатов. Творческий процесс в рисунке, лепке ребёнка лишь тогда может возникать и развиваться, если он базируется на систематическом улучшении качества изображения. Лишь эта опора развивает детское творческое воображение. Ребёнок начинает охотно, смело и всё более качественно выполнять разнообразные тематические задания и рисовать по собственному замыслу. Если руководство слабо или неправильно, ребёнок быстро теряет смелость и охоту к рисованию, что тормозит развитие его творческих способностей.
Таким образом, и вопрос о существовании детского творчества разрешается в прямой зависимости от руководства детской изобразительной деятельностью. При благоприятном руководстве детским рисованием, лепкой у ребёнка данного возраста обнаруживается развитие творческого и воспроизводящего воображения и сама продукция - рисунок, лепка — отражает в себе эти творческие данные ребёнка.
Проводились исследования по вопросам активного руководства детским творчеством, в частности роль заданий, предложенных воспитателем, влияние произведений искусства на выразительность образа, создаваемого ребенком. Выводы проводимых исследований доказывают положительное влияние активных методов обучения на развитие изобразительных способностей и творческих проявлений детей.
В своей работе по руководству изобразительной деятельностью детей педагог должен сочетать методы коллективного обучения с индивидуальным подходом к каждому ребенку.
Идеалистичность зарубежных теоретиков в понимании творческого развития особенно видна, когда ставится вопрос о роли обучения и воспитания. Почти все исследователи согласны с теорией спонтанного развития ребенка, хотя в теоретических положениях отводят большую роль педагогу.
Очень много внимания уделяется интуиции и самовыражению, которые понимаются в идеалистическом плане как самопроизвольные понятия, оторванные от влияния окружающей действительности. Это сказывается прежде всего в разрыве творческого и интеллектуального развития. Буржуазные исследователи считают, что приобретение знаний не помогает творчеству, не связано с ним, так как в них якобы участвуют разные психические процессы.
Новым и прогрессивным в рассмотренных теориях является то что, творческое развитие поставлено основной задачей эстетического воспитания, и возможность такого развития признана за всеми детьми, большая роль отводится среде, педагогу. Но все эти положения сочетаются с неверными обоснованиями и неправильными методологическими выводами.
Само содержание, вкладываемое в понятие «творческость», суживает его только до нескольких компонентов — активности, инициативы, самостоятельности, которые являются необходимыми, но не единственными в деятельности художника.
Творческая деятельность заключается не только в решении насущных практических задач, выдвигаемых жизнью, но в самой постановке этих задач, выдвижении новых проблем, еще не имеющих места в практике.
Из неправильного понимания творчества вытекает и неверное положение об отсутствии связи между интеллектуальным развитием, накоплением знаний и творчеством.
На самом деле между ними тесная связь и взаимообусловленность: чем больше знаний приобретает человек, тем более широко может он подойти к решению поставленной задачи и легче и оригинальнее ее осуществить.
Кроме того, неверен вывод и о том, что основой творческой деятельности служат чувства, интуиция. Конечно, чувства, эмоциональная увлеченность помогают творческому процессу, но в гораздо большей степени в нем участвует сознание. Возникновение идеи, ее осмысление и реализация основаны на работе сознания, мысли. Интуиция лишь помогает творчеству, но не является решающим моментом, да и она будет безошибочнее у человека, обладающего опытом и знаниями.
Недооценка интеллектуального развития, одностороннее внимание к внутреннему миру уводят от реального изображения действительности в мир чисто субъективный, в то время как возможность плодотворной творческой деятельности является результатом приобретения знаний, опыта и развития способностей человека.