Влияние эксплуатационных и конструктивных параметров автомобиля на топливную экономичность.
Одним из основных путей уменьшения расходов топлива автомобильным транспортом является дизелизация — замена карбюраторных двигателей дизелями. Поэтому дизели находят все более широкое применение на грузовых автомобилях, автобусах и даже на легковых автомобилях.
Топливная экономичность автомобилей, снабженных карбюраторными двигателями, существенно зависит от степени сжатия . Однако при больших значениях необходимо применять бензины с более высоким октановыми числами.
Улучшается топливная экономичность также при применении электронной системы зажигания, установке микропроцессоров для оптимизации регулирования состава смеси и опережения зажигания, внедрении карбюраторных двигателей с форкамерно-факельным зажиганием, использовании системы непосредственного впрыскивания бензина.
Для повышения топливной экономичности все более широкое распространение получает применение как дизелей, так и карбюраторных двигателей с наддувом и с охлаждением нагнетаемого воздуха в результате применения наддува при неизменной максимальной мощности
Уменьшаются расходы топлива при применении двигателей с . отключением части цилиндров на частичных нагрузках. Применяются также устройства для снижения затрат мощности на привод вспомогательных агрегатов, например, для автоматического отключения вентилятора.
Увеличение числа ступеней трансмиссии позволяет подбирать передаточные числа. Преимущество растет при увеличении полной массы. Влияние повышения полной массы автомобиля на топливную экономичность особенно эффективно при малых и средних значениях. Значительное влияние на расход топлива оказывают аэродинамические свойства автомобиля.
Существенное влияние на топливную экономичность автомобилей оказывают энергетические характеристики шин.
Эксплуатационные факторы
На топливную экономичность большое влияние оказывает грузоподъемность грузовых автомобилей и коэффициент использования грузоподъемности v. равный отношению массы фактически перевозимого груза к массе номинальной грузоподъемности т„. Для пассажирских автомобилей такое же значение имеет пассажировместимость и степень ее использования.
Наибольшая экономия топлива на единицу массы перевозимого груза наблюдается при использовании автопоездов. Это объясняется, прежде всего лучшим использованием массы. Для экономии топлива могут быть
рекомендованы следующие приемы вождения:
оптимальная экономичная скорость движения – на горизонтальном участке дороги на 25% ниже максимальной;
средняя частота должна быть на 30-40% ниже номинальной;
на горизонтальном участке дороги необходимо использовать более высокие передачи, отдавая предпочтение прямой передаче;
во всех случаях необходимо обеспечивать равномерное движение автомобиля без резких разгонов и торможений и лишних переключений передач;
в процессе движения необходимо использовать режимы работы двигателя, обеспечивающие наименьшие расходы топлива в соответствии с его многопараметровой топливной характеристикой.
Своевременное техническое обслуживание основанное на применении современных – методов диагностирования, позволяет значительно повысить топливную экономичность автомобилей в эксплуатации.