Виды и периодичность ТО и ТР технологического оборудования. Порядок формирования годовых планов ТО и ТР технологического оборудования.
Под комплексной планово-предупредительной системой техническогс обслуживания и ремонта (Р) технологического оборудования автотранспортны> предприятий понимается совокупность взаимосвязанных средств, технической документации и исполнителей, обеспечивающих поддержание и восстановление технического состояния оборудования, оговоренного в технической документации.
Потребность в проведении работ по ТО и Р технологического оборудованш продиктована требованиями к его надежности, которые должны быть не ниже, г даже более жесткими, чем для автомобилей, обслуживаемых этим оборудованием Это связано с тем, что частые отказы и неисправности технологическогс оборудования, приводят к дополнительным неоправданным простоям автомобилей е зонах ТО и ТР, снижению качества выполняемых работ, к снижению технико-экономических показателей работы АТП в целом.
Эффективность использования технологического оборудования определяете* его техническим состоянием, которое зависит от своевременного его обслуживание и ремонта. Это может быть достигнуто только путем внедрения системы ТО и Р. обеспечивающий работоспособность и долговечность образцов технологическогс оборудования в течение всего срока службы при соблюдении условий эксплуатации установленных заводами-изготовителями. Система должна регламентировать объемы и периодичность работ, направленных на поддержание оборудования ь исправном состоянии на достаточно высоком уровне, обеспечивать минимальные простои оборудования в ТО и Р, давать наибольший эффект при минимальных материальных и энергетических затратах.
Рекомендуемая к внедрению в АТП планово-предупредительная система ТО и Р технологического оборудования включает в себя следующие технические воздействия: ежесменное техническое обслуживание, профилактический ремонт, первый ремонт, второй ремонт [15]. При этом все указанные виды технических воздействий являются плановыми и обязательными.
Ежесменное обслуживание (ЕО) включает в себя визуальный осмотр к подготовка оборудования к использованию: обтирка; подключение к источникам питания; установка сборочных единиц и инструмента, снятых в прошедшую смену: обеспечение необходимыми материалами, приспособлениями; дозаправка агрегатоь техническими жидкостями; проверка работоспособности; несложные регулировочные работы и устранение мелких неисправностей. Его выполняет персонал, эксплуатирующий данное технологическое оборудование. Ежесменное обслуживание не должно нарушать графика работы технологической зоны АТП, в которой установлено данное оборудование.
Профилактический ремонт (ПР) включает комплекс операций ТС профилактического назначения и ремонтные работы по устранению отдельных неисправностей оборудования. Профилактический ремонт иногда называю! текущим ремонтом и совмещают с плановыми техническими обслуживаниями. Завершающим этапом профилактического ремонта средств технического диагноствания является метрологическая поверка. Исключение составляют случаи, когда неисправности и ремонтные воздействия после их устранения не влияют на изменение метрологических характеристик технологического оборудования.
Для механических систем технологического оборудования профилактический
ремонт включает проверку функционирования, оценку герметичности
пневматических и гидравлических приводов, крепежные и смазочно-заправочные работы, оценку степени износа трущихся поверхностей, замену узлов и отдельных элементов с регламентируемым сроком службы и т.д.
Для электронных средств технического диагностирования профилактический ремонт включает проверку напряжения источников питания, проверку электрической полярности между цепью питания' и корпусом, проверку функционирования отдельных блоков, калибровку измерительных каналов, выявление и устранение неисправностей и т.д.
Первый ремонт (Р-1) включает работы, проводимые с разборкой и капитальным ремонтом или заменой отдельных узлов и механизмов технологического оборудования. Завершается первый ремонт углубленной проверкой технического состояния, испытанием и проверкой метрологических характеристик оборудования (при необходимости).
Второй ремонт (Р-2) включает работы по капитальному ремонту всех основных агрегатов и частей оборудования, в том числе демонтажно-монтажные, слесарно-механические, сварочные, кузнечные, электротехнические и другие, и предназначен для полного восстановления надежности и работоспособности оборудования до уровня, установленного нормативно-техническими показателями нового оборудования. Завершающей операцией второго ремонта технологического оборудования является его аттестация или метрологическая поверка.
На небольших АТП со списочным составом менее 100 автомобилей, имеющих в основном несложное технологическое оборудование, обслуживание и ремонт его проводится силами рабочих, использующих это оборудование, и специалистами по оборудованию из штата АТП. Для ремонта сложных агрегатов и узлов оборудования обычно привлекаются специалисты сторонних предприятий и организаций. Ввиду возможного отсутствия в штате малых предприятий должности главного механика ответственность за техническое состояние парка оборудования возлагается на специалиста по оборудованию, который административно подчинен главному инженеру АТП.
Выполнение работ ТО и Р оборудования осуществляется по годовым планам, разрабатываемым службой главного механика. Для этого предварительно на каждую единицу технологического оборудования составляется карта, содержащая перечень обязательных работ, периодичность и трудоемкость их выполнения. Затем составляется годовой план (Приложение 3), в котором отдельной строкой для каждой единицы оборудования вносят данные о работах, подлежащих выполнению. План должен быть утвержден главным инженером предприятия.