Влияние условий эксплуатации на техническое состояние а\м и их составных частей.
Условия эксплуатации, при которых используется автомобиль, влияют на режимы работы агрегатов и деталей, ускоряя или замедляя интенсивность изменения параметров их технического состояния
При эксплуатации автомобилей различают: дорожные условия и условия движения — транспортные, природно-климатические и сезонные.
Дорожные условия. Они определяют режим работы автомобиля. Дорожные условия характеризуются технической категорией дороги (их пять), видом и качеством дорожного покрытия, сопротивлением движению автомобиля, элементами дороги в плане (шириной дороги, радиусами закруглений, величиной подъемов и уклонов). Тип покрытия дороги оказывает существенное влияние на режимы работы автомобиля и его агрегатов (табл. 1.1).
В свою очередь, режимы работы автомобиля влияют на надежность и другие свойства автомобиля и его агрегатов.
Условия движения. Характеризуются они влиянием внешних факторов на режимы движения и, следовательно, на режимы работы автомобиля и его агрегатов. Так, режимы работы грузового автомобиля при интенсивном городском движении изменяются по сравнению с загородной дорогой (при одинаковом типе покрытия) следующим образом: скорость автомобиля сокращается на 50—52%; средняя частота вращения коленчатого вала увеличивается до 130—136%; число переключений передач возрастает в 3—3,5 раза; удельная работа трения тормозных механизмов возрастает в 8—8,5 раз; пробег при криволинейной траектории движения увеличивается в 3—3,6 раза.
Транспортные условия (условия перевозок). Наряду со скоростью движения транспортные условия характеризуются дли ной груженой ездки /, коэффициентом использования пробега р, коэффициентом использования грузоподъемности у; коэффициентом использования прицепов /спр; родом перевозимого груза. Совокупное влияние дорожных и транспортных условий движения в реальной эксплуатации учитывается с помощью категорий условий эксплуатации
По виду покрытий все дороги разделяются на пять групп:
Д\ цементобетонные (монолитные и сборные); асфальтобетонные из смесей, укладываемых в горячем, теплом и холодном состоянии; из брусчатки и мозаики на бетонном или каменном основании
Д2 . покрытия из битумоминеральных смесей подобранного состава с применением прочного щебня и вязкого битума, приготовленных в смесителях и укладываемых в горячем состоянии
Дз щебеночные, гравийные и из других прочных минеральных материалов с необходимым уплотнением их при строительстве; дегтебетонные смеси,
укладываемые как в горячем, так и в холодном состоянии
Д4 покрытия из булыжного и колотого камня; покрытия из грунтов и местных мало прочных каменных
материалов, обработанных органическими вяжущими веществами или сочетанием различных вяжущих и добавок активных веществ
Д5 естественные грунтовые дороги; из грунтов, укрепленных или улучшенных различными местными материалами; деревянные покрытия.
По рельефу местности дороги делятся на равнинные Р1 слабохолмистые Р2, холмистые Р3, гористые Р4 и горные Р$.
Природно-климатические условия- Характеризуются они температурой окружающего воздуха, влажностью, ветровой нагрузкой, уровнем солнечной радиации и некоторыми другими параметрами. Природно-климатические условия влияют на тепловые и другие режимы работы агрегатов и, соответственно, на их техническое состояние и надежность.
Более быстрому охлаждению агрегатов автомобиля способствует ветер.
Сезонные условия. Они характеризуются колебаниями температуры окружающего воздуха, изменением состояния дорожных условий, появлением ряда дополнительных факторов, влияющих на интенсивность изменения параметров технического состояния автомобилей, например, пыли (летом), влаги и грязи (осенью, зимой). Почти 60% всех отказов автомобилей приходится на весенне-осенний период.
На режимы работы и интенсивность изменения параметров технического состояния автомобилей оказывают влияние качество применяемых эксплуатационных материалов—топлив (рис. 1.7), масел, жидкостей, качество запасных частей, квалификация персонала и другие факторы.
Выбор способа восстановления деталей
Выбор способа восстановления зависит от конструктивно-технологических особенностей и условий работы талей, их износов, эксплуатационных свойств самих способов, определяющих долговечность отремонтированных деталей, и стоимости их восстановления.
При выборе способа восстановления крупногабаритных деталей, замена которых в процессе эксплуатации связана с длительными простоями автомобилей и требует использования подъемно-транспортного или другого оборудования, может найти применение балльная система оценки качества и эффективности процессов. Сущность балльной оценки состоит в том, что для каждого параметра, характеризующего способ постановления деталей, устанавливают эталонное значение оценочного вила. При повышении или понижении значения оценочного параметра пропорционально изменяется балл. Общая суммарная оценка в баллах я каждого способа восстановления