Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Методика экологического образования

Cмотрите так же...
Методика экологического образования
Задачи и содержание экологического образования в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.
Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Современные экологические программы дошкольных учреждений.
Парциальные программы
Методы экологического образования детей дошкольного возраста. Разнообразие методов экологического воспитания детей дошкольного возраста. Наблюдение — метод чувственного познания природы.
Значение иллюстративных пособий.
Структура детского экспериментирования.
Методика проведения опыта.
Содержание труда по уходу за животными и растениями и методы руководства им
Требования к организации труда в уголке природы
Игра, как метод ознакомления детей с природой
Моделирование
Рассказ воспитателя.
Формы экологического образования детей дошкольного возраста. Занятия по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Подготовка и проведение занятий.
Экскурсии и прогулки в природу их значение. Природоохранные акции.
Методика проведения природоведческих экскурсий.
Элементарная поисковая деятельность.
Экологические праздники и развлечения
.Организация эколого- развивающей среды в дошкольных учреждениях. Развивающая экологическая среда в ДОУ. Определение развивающей экологической среды
Комната природы
Лаборатория
Уголок живой природы
Размещение растений и животных в уголке природы
Экологический подход к содержанию комнатных растений. Создание_и поддержание необходимых условий жизни
Экологический подход к содержанию животных в детском саду. Создание и поддержание необходимых условий жизни для животных
Содержанке млекопитающих.
Содержание птиц в живом уголке
Содержание земноводных и пресмыкающихся
Содержание рыбок
Содержание животных на участке детского сада
Значение участка, его озеленение. Цветник, его планирование, выбор культур. Огород, его планирование, выбор культур
Планировка цветников.
Огород
.Создание и использование экологической тропы в ДОУ.
Экологическая тропинка в естественных условиях
Методика природоведческой работы с детьми дошкольного возраста в разное время года. Фенологический календарь природы.
Работа с календарем природы
Экологическое воспитание в младших группах в разное время года на занятиях и в повседневный жизни, фиксация впечатлений
Ознакомление с природой в повседневной жизни
Наблюдения и труд на участке детского сада
Ознакомление с природой на занятиях
Примерный перечень занятий, рекомендуемых для проведения в средней группе осенью
Примерный перечень занятий, рекомендуемых для проведения в средней группе зимой
Примерный перечень занятий, рекомендуемых для проведения в средней группе весной
Ознакомление с природой в повседневной жизни
Лето — время интересных прогулок
Экологическое воспитание в старшей группе в разное время года на занятиях и в повседневной жизни, фиксация впечатлений.
Примерный перечень занятий, рекомендуемых для проведения а старшей группе зимой
Примерный перечень занятий, рекомендуемых для проведения в старшей группе весной
Ознакомление с природой в повседневной жизни
Экологическое воспитание в подготовительной к школе группе в разное время года на занятиях и в повседневной деятельности, фиксация впечатлений.
Примерный перечень занятий, рекомендуемых для проведения в подготовительной к школе группе осенью
Примерный перечень занятий, рекомендуемых для проведения в подготовительной к школе группе зимой
Перечень занятий, рекомендуемых для проведения подготовительной к школе группе весной
Ознакомление с природой в повседневной жизни
. Диагностика педагогического процесса.
Диагностические задания (Суркова С.А.)
Перспективное и календарное планирование эколого - педагогической работы с детьми дошкольного возраста.
Работа по ознакомлению с природой в календарном плане воспитателя
All Pages

 Теоретические основы экологического образования детей дошкольного возраста.

 Роль природы в формировании личности ребенка.

 

Природа ― это вся вселенная с существующим в ней органическим (живым) и неорганическим (неживым) миром. Все жизненные процессы протекают в верхней оболочке Земли ― в биосфере, составной частью которой являются живые существа ― мир растений и животных, человек.

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.

Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д.), с которыми дети так любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года — и когда вокруг лежит пушистый белый снег, и когда зацветают сады. Вместе со взрослыми радуются они прохладе воды в летний зной и журчанию лесного ручья, разнотравью лугов, вкусной ягоде и запахам лесов. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми.

Таким образом, малыш непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т.д. У него формируются первоначальные конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений. Это дает возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление.

На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у них лучших черт характера, как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.

Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. В процессе наблюдений, игр и труда в природе дети знакомятся со свойствами и качествами объектов и явлений природы, учатся замечать их изменение и развитие. У них развивается любознательность

Так, в процессе ухода за растениями и животными живого уголка:

- дети получают представление о многообразии растительного и животного мира на земле, о том, как растут и развиваются растения и животные, какие условия для них нужно создавать.

- учатся сравнительному анализу: сравнивая животных, они учатся находить сходство и различие между ними; общее и различное у растений, помогает замечать интересные особенности внешнего вида, поведения.

Полученные знания и умения дошкольники используют на практике: ребята увлажняют песок, поливают водой снег для создания прочных построек, обмазывают глиной дно ручейков и каналов, чтобы удержать воду. В процессе этой деятельности происходит дальнейшее совершенствование знаний и развитие умственных способностей.

На формирование личности ребенка положительное, влияние оказывает труд в природе. Это наиболее доступный для детей вид труда, имеющий ощутимый и значимый результат.

В труде идет активный процесс познания и применения полученных знаний. В процессе труда в природе укрепляется здоровье ребенка, происходит развитие его психики.

В процессе систематического ухода за растениями и животными у детей формируются определенные трудовые навыки, они учатся внимательно относиться к обитателям уголка, заботиться о живых существах.

Систематическая коллективная работа объединяет ребят, воспитывает у них трудолюбие, настойчивость в достижении цели, ответственность за порученное дело, доставляет им удовольствие и радость.

Труд в природе способствует и развитию наблюдательности, любознательности детей, воспитывает у них интерес к сельскохозяйственному труду и уважение к людям, которые им занимаются.

Знания о природе побуждают детей бережно относиться к ней, проявлять добрые дела и поступки, когда это необходимо, а этому способствуют знания детей о том как ухаживать за растениями и животными, как создать им условия для благоприятного роста и развития. Добрые дела и поступки подкрепляются осознанием правильности и необходимости такого поведения в целях охраны природы.

Однако бережное отношение к природе невозможно сформировать только на основе знаний. Труд в природе является проявлением активной заботы о ней.

Бережное отношение к природе связано с развитием наблюдательности, т. е воспитывая у ребенка чувство любви к природе, нужно стремиться к тому, чтобы малыш не проходил мимо того или иного явления, вызывающего тревогу, чтобы он на деле проявлял заботу о природе.

Формирование бережного отношения к природе зависит и от способности эстетически воспринимать ее, т.е. уметь видеть и переживать красоту природы. Эстетическое восприятие обеспечивается непосредственным «живым» общением детей с природой. Наблюдение красоты природных явлений — неисчерпаемый источник эстетических впечатлений. При знакомстве с природой дети учатся чувствовать прекрасное, высказывать оценочные суждения, связанные с переживанием красоты наблюдаемых явлений. Дети восторгаются красотой комнатных растений, находящихся в группе, замечают красоту цветов и листьев; с восторгом относятся к красивым рыбкам, помещенным в аквариуме и т.д.

Таким образом, в процессе экологического воспитания, у детей воспитывается любовь к природе и бережное к ней отношение.