Cмотрите так же... |
Методика экологического образования
|
Задачи и содержание экологического образования в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.
|
Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста.
|
Современные экологические программы дошкольных учреждений.
|
Парциальные программы
|
Методы экологического образования детей дошкольного возраста. Разнообразие методов экологического воспитания детей дошкольного возраста. Наблюдение — метод чувственного познания природы.
|
Значение иллюстративных пособий.
|
Структура детского экспериментирования.
|
Методика проведения опыта.
|
Содержание труда по уходу за животными и растениями и методы руководства им
|
Требования к организации труда в уголке природы
|
Игра, как метод ознакомления детей с природой
|
Моделирование
|
Рассказ воспитателя.
|
Формы экологического образования детей дошкольного возраста. Занятия по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.
|
Подготовка и проведение занятий.
|
Экскурсии и прогулки в природу их значение. Природоохранные акции.
|
Методика проведения природоведческих экскурсий.
|
Элементарная поисковая деятельность.
|
Экологические праздники и развлечения
|
.Организация эколого- развивающей среды в дошкольных учреждениях. Развивающая экологическая среда в ДОУ. Определение развивающей экологической среды
|
Комната природы
|
Лаборатория
|
Уголок живой природы
|
Размещение растений и животных в уголке природы
|
Экологический подход к содержанию комнатных растений. Создание_и поддержание необходимых условий жизни
|
Экологический подход к содержанию животных в детском саду. Создание и поддержание необходимых условий жизни для животных
|
Содержанке млекопитающих.
|
Содержание птиц в живом уголке
|
Содержание земноводных и пресмыкающихся
|
Содержание рыбок
|
Содержание животных на участке детского сада
|
Значение участка, его озеленение. Цветник, его планирование, выбор культур. Огород, его планирование, выбор культур
|
Планировка цветников.
|
Огород
|
.Создание и использование экологической тропы в ДОУ.
|
Экологическая тропинка в естественных условиях
|
Методика природоведческой работы с детьми дошкольного возраста в разное время года. Фенологический календарь природы.
|
Работа с календарем природы
|
Экологическое воспитание в младших группах в разное время года на занятиях и в повседневный жизни, фиксация впечатлений
|
Ознакомление с природой в повседневной жизни
|
Наблюдения и труд на участке детского сада
|
Ознакомление с природой на занятиях
|
Примерный перечень занятий, рекомендуемых для проведения в средней группе осенью
|
Примерный перечень занятий, рекомендуемых для проведения в средней группе зимой
|
Примерный перечень занятий, рекомендуемых для проведения в средней группе весной
|
Ознакомление с природой в повседневной жизни
|
Лето — время интересных прогулок
|
Экологическое воспитание в старшей группе в разное время года на занятиях и в повседневной жизни, фиксация впечатлений.
|
Примерный перечень занятий, рекомендуемых для проведения а старшей группе зимой
|
Примерный перечень занятий, рекомендуемых для проведения в старшей группе весной
|
Ознакомление с природой в повседневной жизни
|
Экологическое воспитание в подготовительной к школе группе в разное время года на занятиях и в повседневной деятельности, фиксация впечатлений.
|
Примерный перечень занятий, рекомендуемых для проведения в подготовительной к школе группе осенью
|
Примерный перечень занятий, рекомендуемых для проведения в подготовительной к школе группе зимой
|
Перечень занятий, рекомендуемых для проведения подготовительной к школе группе весной
|
Ознакомление с природой в повседневной жизни
|
. Диагностика педагогического процесса.
|
Диагностические задания (Суркова С.А.)
|
Перспективное и календарное планирование эколого - педагогической работы с детьми дошкольного возраста.
|
Работа по ознакомлению с природой в календарном плане воспитателя
|
All Pages
|
Page 38 of 61
Методика природоведческой работы с детьми дошкольного возраста в разное время года. Фенологический календарь природы.
Периодические явления природы, обусловливаемые годовым ходом метеорологических элементов, называют сезонными явлениями. Закономерность развития сезонных явлений в природе изучает наука, называемая фенологией.
Фенология дает возможность определить точные сроки наступления того или иного времени года и даже отдельных периодов внутри каждого сезона для каждой конкретной местности. Критерий перехода от одного периода к другому – состояние растений: началось сокодвижение в бородавчатой березе – наступил предвесенний период, зацвела лиловая сирень – начался период весны, зацвела озимая рожь – наступило лето. Такие зафиксированные признаки называются фенологическими сигналами (феносигналами).
Наблюдения за периодическими изменениями в растительном и животном мире называют фенологическими. Фенологические наблюдения - одна из наиболее доступных форм массовой краеведческой работы. Эти наблюдения не требуют специальных приборов и оборудования, могут быть легко организованы во многих уголках природы.
Сущность фенологических наблюдений состоит в том, чтобы постоянно следить за ходом сезонных явлений и записывать даты их наступления. Используя даты многолетних фенологических наблюдений, натуралисты составляют фенологические календари (календари природы). Наблюдая из года в год за одними и теми же объектами, и фиксируя одни и те же явления, ученые тщательно записывают сроки этих явлений, а потом выводят (вычисляют) средние сроки наблюдаемых явлений.
Организация фенологических наблюдений и изучение тесно связанных с ними народных примет – наиболее приемлемые для детского сада формы экологического образования дошкольников. Они основаны на самостоятельной исследовательской работе и всегда вызывают у детей большой интерес.
Работа по данному направлению довольно проста. Дети совместно с педагогом намечают ряд объектов на территории детского сада или в непосредственной близости от него и ведут за ними систематические наблюдения. Наиболее удобными для организации фенологических наблюдений являются растения. В какой-то момент дети увидят появление соответствующего феносигнала – наступление ожидаемого события. Полученные сигналы отмечаются устно или заносятся в дневник наблюдений, или календарь природы.
Календари природы - графические модели, которые отражают разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе. В каждой местности, регионе существуют свои календари природы, единого календаря природы нет и быть не может.
Ведение календарей природы имеет большое значение для экологического воспитания детей с двух точек зрения: сначала происходит его создание (моделирование явлений), затем - использование в учебном или в воспитательном процессе. При работе с календарем природы расширяется кругозор детей, развиваются и уточняются представления о предметах и явлениях действительности, устанавливаются определенные логические связи и зависимости между ними, обогащается словарный запас, развивается наблюдательность и устойчивый познавательный интерес. Работа с календарями природы абстрагирует и наглядно демонстрирует закономерную связь природных объектов, связь причинно-следственного характера. А это дает возможность обобщенно познавать явления, способствует развитию не только наглядно-образного, но и логического мышления.
Красочные картины природы в разное время года при умелом руководстве педагога становятся средством эстетического и нравственного воспитания: развивается чувство прекрасного, художественное восприятие действительности. Приучают дошкольников к аккуратности и систематичности в работе.