4. Экологический подход к содержанию животных в детском саду. Создание и поддержание необходимых условий жизни для животных
Экологически правильное содержание животных - это создание для них индивидуальных условий, максимально копирующих естественную среду их обитания: отведение достаточно большого пространства (наземного, воздушного, почвенного, водного); оснащение помещения (вольера, аквариума, террариума) соответствующей атрибутикой из природного материала; создание необходимого температурного режима; подбор нужных кормов. Такие условия являются наиболее гуманным способом содержания животных, что важно с точки зрения нравственного воспитания детей. В таких условиях животные активны, поэтому можно организовать наблюдения разных сфер их жизни: питания, гнездостроения, передвижения, выращивания потомства и др. В таких условиях дети могут проследить приспособительные особенности животных: маскировочную окраску, запасание кормов, заботу о потомстве, гнездостроение и др.
Требования к отбору и содержанию животных в уголке природы
Большой интерес для детей представляют наблюдения за животными. Можно выделить постоянных и сезонных обитателей живого уголка. Постоянными обитателями уголка природы являются аквариумные рыбки. В качестве аквариумных рыбок могут быть использованы как рыбы местных водоемов (малый прудовой карась, красноперка, вьюн, верхоплавка и т. д.), так и неприхотливые виды экзотических рыб,- выходцы из тропиков, так называемые теплолюбивые рыбы (гуппи, меченосец, скалярия и т. д.). Наблюдения за рыбками разнообразны, а труд вполне доступен детям (кормление, уборка аквариума, частичная смена воды и т. д.).
Хорошо, если в уголке природы есть птицы. При правильном уходе за птицами они прекрасно себя чувствуют, поют и даже размножаются. Уход за ними вызывает у детей большой интерес, воспитывает бережное и заботливое отношение к животным. В уголке природы обычно содержатся канарейки и волнистые попугайчики — птицы, ставшие домашними.
Из пресмыкающихся можно содержать только черепах — болотную и степную.
Из многочисленного и разнообразного по составу класса млекопитающих требованиям подбора отвечают прежде всего представители отряда грызунов: кролик, хомячок, морская свинка. Неприхотливая пища, малые размеры помещений для их содержания, мирный нрав и вместе с тем разнообразие повадок делают этих животных желанными обитателями уголка природы.
Отбор животных подчиняется определенным требованиям, основные из них приводятся ниже:
- животные подбираются безвредные, неприхотливые, условия их содержания должны быть просты, а уход за ними несложным, доступным детям;
- сезонных животных необходимо подбирать типичных для определенного класса, характерных для данной местности и интересных для наблюдения;
- нельзя содержать в уголке природы одновременно большое число животных, требующих разного ухода;
- размещать обитателей следует с учетом их биологических особенностей и потребностей;
- пополнять уголок природы нужно постепенно, по мере того, как дети привыкнут к обитателям и научатся ухаживать за ними;
- после наблюдений животные должны быть отпущены на свободу, за исключением тех, которые живут постоянно в уголке природы, морская свинка, белые крысы, хомяк и др.
В связи со сменой сезона изменяется и состав обитателей живого уголка. Зимой, как правило, содержатся только те животные, которые постоянно живут в детском саду: белка, хомяк, морская свинка, кролик. Весной с пробуждением насекомых в живом уголке устраивают инсектарии, куда помещают бабочек, гусениц, майского жука. В это время года целесообразно наблюдать в живом уголке водных обитателей (жуков: плавунца и водолюба, развитие лягушечьей икры, личинки стрекозы). Летом живой уголок полон различных обитателей. В террариум помещают лягушку, ящерицу, жабу, тритона. В инсектариях наблюдают различных гусениц, бабочек, жуков. Много и водных животных. Осенью живой уголок пустеет. Животных, впадающих в зимнюю спячку, выпускают на свободу или переносят в прохладное неотапливаемое помещение, позаботясь о том, чтобы они могли соорудить себе гнездо, теплую норку.