Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Методика экологического образования - Экологический подход к содержанию комнатных растений. Создание_и поддержание необходимых условий жизни

Cмотрите так же...
Методика экологического образования
Задачи и содержание экологического образования в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.
Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Современные экологические программы дошкольных учреждений.
Парциальные программы
Методы экологического образования детей дошкольного возраста. Разнообразие методов экологического воспитания детей дошкольного возраста. Наблюдение — метод чувственного познания природы.
Значение иллюстративных пособий.
Структура детского экспериментирования.
Методика проведения опыта.
Содержание труда по уходу за животными и растениями и методы руководства им
Требования к организации труда в уголке природы
Игра, как метод ознакомления детей с природой
Моделирование
Рассказ воспитателя.
Формы экологического образования детей дошкольного возраста. Занятия по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Подготовка и проведение занятий.
Экскурсии и прогулки в природу их значение. Природоохранные акции.
Методика проведения природоведческих экскурсий.
Элементарная поисковая деятельность.
Экологические праздники и развлечения
.Организация эколого- развивающей среды в дошкольных учреждениях. Развивающая экологическая среда в ДОУ. Определение развивающей экологической среды
Комната природы
Лаборатория
Уголок живой природы
Размещение растений и животных в уголке природы
Экологический подход к содержанию комнатных растений. Создание_и поддержание необходимых условий жизни
Экологический подход к содержанию животных в детском саду. Создание и поддержание необходимых условий жизни для животных
Содержанке млекопитающих.
Содержание птиц в живом уголке
Содержание земноводных и пресмыкающихся
Содержание рыбок
Содержание животных на участке детского сада
Значение участка, его озеленение. Цветник, его планирование, выбор культур. Огород, его планирование, выбор культур
Планировка цветников.
Огород
.Создание и использование экологической тропы в ДОУ.
Экологическая тропинка в естественных условиях
Методика природоведческой работы с детьми дошкольного возраста в разное время года. Фенологический календарь природы.
Работа с календарем природы
Экологическое воспитание в младших группах в разное время года на занятиях и в повседневный жизни, фиксация впечатлений
Ознакомление с природой в повседневной жизни
Наблюдения и труд на участке детского сада
Ознакомление с природой на занятиях
Примерный перечень занятий, рекомендуемых для проведения в средней группе осенью
Примерный перечень занятий, рекомендуемых для проведения в средней группе зимой
Примерный перечень занятий, рекомендуемых для проведения в средней группе весной
Ознакомление с природой в повседневной жизни
Лето — время интересных прогулок
Экологическое воспитание в старшей группе в разное время года на занятиях и в повседневной жизни, фиксация впечатлений.
Примерный перечень занятий, рекомендуемых для проведения а старшей группе зимой
Примерный перечень занятий, рекомендуемых для проведения в старшей группе весной
Ознакомление с природой в повседневной жизни
Экологическое воспитание в подготовительной к школе группе в разное время года на занятиях и в повседневной деятельности, фиксация впечатлений.
Примерный перечень занятий, рекомендуемых для проведения в подготовительной к школе группе осенью
Примерный перечень занятий, рекомендуемых для проведения в подготовительной к школе группе зимой
Перечень занятий, рекомендуемых для проведения подготовительной к школе группе весной
Ознакомление с природой в повседневной жизни
. Диагностика педагогического процесса.
Диагностические задания (Суркова С.А.)
Перспективное и календарное планирование эколого - педагогической работы с детьми дошкольного возраста.
Работа по ознакомлению с природой в календарном плане воспитателя
All Pages

 

3. Экологический подход к содержанию комнатных растений. Созданиеподдержание необходимых условий жизни.

 

Постоянными обитателями уголка природы в детском саду являются комнатные растения. Комнатные растения издавна украшали жилище человека. Многие из них обильно и долго цветут, имеют красивую листву, стебли.

В уголке живой природы хорошо приживаются обитатели тропических лесов и болот: бегония, бальзамин, фикус, традесканция; выносливые растения пустынь: амариллис, кливия, кринум, алоэ, филлокактус, хлорофитум; некоторые субтропические: герань, аспидистра. Эти комнатные растения украшают помещения и в то же время очень удобны для осуществления образовательных и воспитательных задач. На примере комнатных растений дети знакомятся с растениями вообще, получают трудовые навыки по уходу, черенкованию и пересадке их.

Интересны комнатные растения и тем, что каждый вид имеет свои сроки и периоды активной вегетации. Все это делает их ценным дидактическим материалом, а следовательно, и одним из обязательных объектов уголка природы. Растения дают богатую пищу для наблюдений, сравнений и размышлений, требуют постоянного труда, который в большинстве случаев несложен и вполне доступен детям дошкольного возраста.

Для уголка природы младших и средних групп нужно брать растения, не требующие сложного ухода, цветущие (герань зональная, бегония вечноцветущая), растения с крупными кожистыми листьями (фикус, аспидистра), которые детям удобно мыть, и с мелкими для сравнения (лигуструм, традесканция).

Кроме растений для уголка природы младших групп, в средней группе помещают еще алоэ или агаву (с мясистыми листьями, имеющими зазубрины по краям), бегонию-рекс, аспарагус, душистую герань (с узорчатыми опушенными листьями) и т. д. Одновременно в уголке природы может быть до 6—8 видов растений. Следует особо отметить, что в средней группе хорошо иметь разные виды растений одного семейства (например, зональную и душистую герань, несколько видов бегоний и т. д.). Когда все это есть, то можно учить детей находить различия и сходства.

В старших группах дети знакомятся с разнообразными формами стеблей, листьев, цветков, наблюдают за изменением в росте растений. В уголках природы старших групп нужно иметь такие растения, у которых при сравнении дети могут выделять не только различные, но и сходные признаки (герань зональная, герань душистая), а также растения, требующие более сложного ухода (луковичные, бегония реке, узамбарская фиалка) и легко черенкующиеся (фуксия, традесканция,.колеус и др.).

Главными экологическими факторами, определяющими жизнь растений, их рост и развитие, являются свет, влага, тепло, питательная почва, воздух. Поэтому надо постоянно заботиться о создании оптимальных условий для развития растений.

Агротехника растений

Основные факторы, от которых зависят рост и развитие растений,— тепло, вода, свет, воздух и питательные вещества. Выращивая растения, необходимо создавать условия, наиболее благоприятные для их развития. Однако следует помнить, что одни и те же растения в различные периоды роста и развития неодинаково относятся к условиям существования и к соотношению названных выше факторов среды.

Тепловой режим

Температура воздуха и почвы — один из основных факторов, определяющих жизнедеятельность растений. От него зависит ход таких физиологических процессов, как фотосинтез, дыхание и др. Рост многих растений при повышении температуры от 15 до 35° ускоряется, при понижении от 15 до 0° — замедляется. При температуре, превышающей 35—38°, интенсивность роста быстро снижается. Длительный избыток или недостаток тепла может привести растение к гибели. Поэтому важно помнить, что в начале вегетации необходима более низкая температура, чем в последующие периоды. Днем требуется больше тепла, чем ночью. Различные декоративные растения по-разному относятся к теплу, что во многом зависит от условий тех климатических зон, где это растение произрастало.

Водный режим

Потребность растений в почвенной и воздушной влаге велика. Вода является главной составной частью живой клетки. Количество ее достигает от 50 до 80% содержимого растительного вещества. Наряду с углекислым газом и минеральными соединениями вода необходима для синтеза органических веществ. С ее участием протекают все основные биохимические процессы в растении. От влажности почвы и воздуха зависит нормальный рост и жизнедеятельность растений, которые могут протекать только при достаточном насыщении клеток водой.

Водный режим складывается из трех процессов: поступление воды в растение через корневую систему и листья; передвижение воды по растению от корней к листьям и наоборот; испарение воды из листьев в атмосферу — транспирация, которая обеспечивает непрерывный ток воды с питательными веществами, поступающими из почвы, от корней к листьям. Испарение воды растениями предохраняет их от перегрева.

Растение может получать воду не только через корневую систему, но и через листья. Вот почему опрыскивание (в ранние утренние и вечерние часы) дает положительные результаты. Когда воды расходуется растением больше, чем поступает, клетки его обезвоживаются, вследствие чего побеги и листья поникают и вянут. Обезвоживание ведет к нарушению физиологической жизни растения: прекращаются рост, формирование цветковых органов, созревание плодов и т. д. Все это время могут отмирать листья, побеги, а иногда гибнет все растение.

Избыток влаги в почве так же вреден для растений, как и недостаточное ее количество. При очень сильном увлажнении корневая система из-за недостатка кислорода слабеет, заболевает, и растение погибает.

Воздушный режим для растений живого уголка в детском саду

Кроме светового режима, всем высшим и большинству низших растений для их жизнедеятельности необходим воздух. Из воздуха растения поглощают углекислый газ и кислород в процессах ассимиляции и дыхания, интенсивность которых зависит от освещенности, влажности, температуры и снабжения растений питательными веществами. Интенсивность дыхания растений в разные периоды их развития неодинакова: с ускорением роста возрастает интенсивность дыхания, поэтому молодые растения дышат активнее, чем взрослые.

Зимой у растений этот процесс снижается до минимального уровня. Дышат все органы растения, в том числе и корни. Вот почему необходимо поддерживать почву в рыхлом состоянии. Кроме того, в хорошо обработанной почве лучше протекает жизнедеятельность полезных микроорганизмов, обеспечивающих минерализацию растительных остатков и других органических веществ. Поэтому необходимо постоянно обеспечивать растения свежим воздухом, богатым кислородом.

Для жизнедеятельности растений необходим и углекислый газ, составляющий 0,03% общего объема воздуха. Из углекислого газа и воды в процессе фотосинтеза создается органическое вещество. С этой целью растение следует поливать водой, насыщенной углекислотой (использовать органические удобрения). Подкормка углекислым газом дает эффект только в солнечные дни, а оптимальной дозой является насыщение воздуха им до 0,3%. Чрезмерное увеличение его концентрации (свыше 0,3%) приводит растение к гибели.

Световой режим в живом уголке детского сада для растений

Растения в живом уголке детского сада могут расти и развиваться нормально только на свету достаточной интенсивности, определенного спектрального состава и продолжительности. На свету происходит важнейший физиологический процесс в растении — фотосинтез, интенсивность которого зависит от силы света. По отношению к интенсивности света декоративные растения делятся на светолюбивые и теневыносливые.

Светолюбивые растения растут и развиваются при большой интенсивности света. Световой минимум для них в пределах от 1/5 до 1/10 полного дневного света. Растения со светло-зелеными и пестрыми листьями — светолюбивые, т. е. лучше растут при сильном освещении. Если в оптимуме имеются другие факторы, растения развиваются при недостатке света, но они вытягиваются, увеличиваются длины междоузлий, листовых черешков и листовых пластинок, листья светлеют, а при отсутствии освещения становятся беловатыми и желтоватыми.

Уход за растениями. В зависимости от места произрастания в природе комнатные растения требуют различного ухода (разной почвы, поливки, степени освещенности и т. д.).

Поливка растений. После зимнего покоя (с началом роста) растения нуждаются в обильной поливке через день. Она считается обильной, если вода проходит на поддонник, с которого ее сливают. С окончанием роста (осенью) поливку производят реже. При излишней влажности земля приобретает запах, корни загнивают и растение может погибнуть.

Мытье растений. Один раз в неделю растения нужно мыть. Для этого горшок ставят в пустой таз; растение поливают теплой водой и каждый его лист осторожно вытирают мягкой тряпочкой. Кожистые листья, например у фикуса, моют мыльной водой, но при этом мыльная пена не должна попадать на почву в горшке.

Опрыскивание. Тропические и другие растения с плотными и кожистыми листьями весной и летом ежедневно опрыскивают водой комнатной температуры из пульверизатора или небольшой лейки с мелким ситечком. Растения, у которых есть волоски на листьях, опрыскивать нельзя, снимать с них пыль следует мягкой кисточкой.

Удобрение растений.

Кроме воздушного режима, растениям для нормальной жизнедеятельности необходимо питание. В растениях протекают сложные биохимические и физиологические процессы. Все элементы питания растения получают из почвы и воздуха. Главные из них — азот, фосфор, калий, кальций — хотя и содержатся в почве в больших количествах, но часто в недоступной для растений форме. При недостатке азота замедляется рост растений и они плохо зацветают; нехватка железа вызывает посветление листьев.

Поэтому необходимо создавать условия, способствующие превращению потенциального плодородия в эффективное. Но приходится использовать и быстродействующие факторы — удобрения (органические и минеральные). Это один из важнейших агротехнических приемов выращивания растений.

Подкормку начинают весной, как только растение тронется в рост, и производят раз в две недели; заканчивают ее в августе. Применять питательные жидкости лучше в пасмурную погоду или вечером, на ночь. Перед подкормкой растение поливают чистой водой. При поливке питательными растворами необходимо следить за тем, чтобы раствор не попал на растение, после чего растение снова следует полить водой. Нельзя подкармливать растение, только что пересаженное и больное. Излишняя подкормка может погубить растение.

Комнатные растения могут страдать от вредителей и подвергаться различным болезням. Поэтому если растение заболело, то нужно проверить нет ли на нем вредителей растения и принять меры к их уничтожению. А также посмотреть не нарушены ли условия их содержания и правилен ли уход (например, растение может быть переувлажнено или наоборот оно страдает от недостатка влаги).