Методика проведения опыта.
Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Дошкольникам должны быть ясны его задача и цель.
Важно, чтобы в постановке и проведении опыта дети были активными участниками (подбирают вазы для веток, наливают воду, определяют, куда лучше поставить вазу, и т. д.). В проведении экспериментов роль педагога остается ведущей. Без него эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершённое выводами и не имеющее познавательной ценности. Но педагог должен вести себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно.
Во время опыта необходимо уравнять все условия, кроме одного, значение которого следует выяснить. Например, проводя опыт на выявление необходимости света для роста растений, воспитатель выбирает два одинаковых растения, осуществляет за ними одинаковый уход, но одно растение помещает в темное место, а другое — в светлое. При обсуждении результатов опыта он подводит детей к самостоятельным выводам и суждениям.
Экологические эксперименты имеют свои особенности, которые надо учитывать. Так, категорически запрещаются эксперименты, наносящие вред растениям и животным (нельзя собирать коллекции насекомых, нельзя проводить опыты по поеданию одних животных другими и.т.д.) Например, желая разъяснить значение воды для растений, предлагают иногда детям в жаркий день оставлять без полива одну из клумб с цветами. На другой день растения увядают. Подобную ошибку некоторые воспитатели допускают и в опытах с удобрениями.
Особое внимание необходимо уделять правилам безопасности и вопросам гигиены.
ПРИМЕРЫ ОПЫТОВ
Образование волны. Налить воду в таз, предложить детям опустить в него руку и начать двигать ею в разные стороны. Обратить их внимание на то, как начнут разбегаться волны. Если двигать рукой сильнее, волны станут больше. Пояснить, что толчок в воде рукой вызывает движение воды, волны. То же явление можно наблюдать в природе: высота волны в реке (море, озере) зависит от силы ветра.
Образование радуги. Стать спиной к солнцу и разбрызгивать воду из пульверизатора, шланга или ртом; веер мелких брызг, на которые разбивается струя, образует радугу.
Некоторые опыты можно проводить с растениями и животными.
Опыты с растениями. Знакомство детей с условиями, необходимыми для жизни растений
Опыт 1.
Цель опыта: Подвести детей к выводу о необходимости влаги для роста растений
Содержание опыта:
Проращивать одинаковые семена в двух блюдцах (в пустом и с влажной ватой).
Посадить семена — сухие и пророщенные. Проращивать луковицы в сухой банке и банке с водой
Опыт 2..
Цель: Подвести детей к выводу о необходимости света для роста растений
Содержание опыта:
Два одинаковых растения поместить в темное и светлое место.
Наблюдать за движением растений, тянущихся к свету
Опыт 3.
Цель: Подвести детей к самостоятельному выводу о необходимости удобрений для роста растений.
Взять два одинаковых растения, одно из них подкармливать
Опыт 4.
Цель: Подвести детей к выводу о необходимости тепла для роста растений.
Содержание опыта:
Поместить два одинаковых растения в разные условия: одно — в теплое место, другое — в холодное
Опыт 5.
Цель: Подвести детей к выводу о зависимости развития растений от солнечного освещения
Содержание опыта:
Наблюдать за ростом мать-и-мачехи на разных полянках
Опыт 6
Цель: Доказать разную потребность растений во влаге.
Содержание опыта:
Поливать одинаковым количеством воды фикус и примулу, кактус и узамбарскую фиалку
Опыт 7.
Цель: Выяснить влияние прополки, прореживания на рост и развитие растений
Содержание опыта:
На части грядки не пропалывать и не прореживать растения
Опыты с животными. Выявление действия органов чувств животных
Опыт 1.
Цель: Определить, хорошее ли обоняние у кошки.
Содержание опыта:
Разложить перед кошкой пакетики с рыбой, печеньем, конфетами
Опыт 2.
Цель: Выяснить, хорошо ли слышит кошка.
Содержание опыта:
Предложить детям шепотом позвать кошку, поскрести ногтем по поверхности стола
Опыт 3.
Цель: Выяснить, какой корм любит животное.
Содержание опыта:
Разложить перед животным различные виды корма. Воспитатель предлагает им положить перед животным рыбку, яблоко, конфетку.
4. Труд детей по выращиванию растений, уход за животными, охрана природы.
Труд в природе имеет свою специфику. Это единственный вид производительного труда, доступный детям дошкольного возраста. Конечная цель― вырастить овощи, ягоды, цветы, и результаты труда конкретны и понятны ребенку, но они не могут быть достигнуты быстро, как это имеет место в ручном труде (сделал игрушку ― можешь играть). Цель отдалена во времени и требует от ребенка длительных физических и умственных усилий, повседневной кропотливой работы.
Труд в детском саду применяется в повседневном уходе за растениями и животными на земельном участке и в уголках природы, иногда на занятиях.
Труд детей в уголке природы и на участке необходимо сочетать с наблюдениями за ростом и развитием растений и животных. Иначе у детей пропадает интерес к этому виду труда.