Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Методика экологического образования - Рассказ воспитателя.

Cмотрите так же...
Методика экологического образования
Задачи и содержание экологического образования в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.
Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Современные экологические программы дошкольных учреждений.
Парциальные программы
Методы экологического образования детей дошкольного возраста. Разнообразие методов экологического воспитания детей дошкольного возраста. Наблюдение — метод чувственного познания природы.
Значение иллюстративных пособий.
Структура детского экспериментирования.
Методика проведения опыта.
Содержание труда по уходу за животными и растениями и методы руководства им
Требования к организации труда в уголке природы
Игра, как метод ознакомления детей с природой
Моделирование
Рассказ воспитателя.
Формы экологического образования детей дошкольного возраста. Занятия по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Подготовка и проведение занятий.
Экскурсии и прогулки в природу их значение. Природоохранные акции.
Методика проведения природоведческих экскурсий.
Элементарная поисковая деятельность.
Экологические праздники и развлечения
.Организация эколого- развивающей среды в дошкольных учреждениях. Развивающая экологическая среда в ДОУ. Определение развивающей экологической среды
Комната природы
Лаборатория
Уголок живой природы
Размещение растений и животных в уголке природы
Экологический подход к содержанию комнатных растений. Создание_и поддержание необходимых условий жизни
Экологический подход к содержанию животных в детском саду. Создание и поддержание необходимых условий жизни для животных
Содержанке млекопитающих.
Содержание птиц в живом уголке
Содержание земноводных и пресмыкающихся
Содержание рыбок
Содержание животных на участке детского сада
Значение участка, его озеленение. Цветник, его планирование, выбор культур. Огород, его планирование, выбор культур
Планировка цветников.
Огород
.Создание и использование экологической тропы в ДОУ.
Экологическая тропинка в естественных условиях
Методика природоведческой работы с детьми дошкольного возраста в разное время года. Фенологический календарь природы.
Работа с календарем природы
Экологическое воспитание в младших группах в разное время года на занятиях и в повседневный жизни, фиксация впечатлений
Ознакомление с природой в повседневной жизни
Наблюдения и труд на участке детского сада
Ознакомление с природой на занятиях
Примерный перечень занятий, рекомендуемых для проведения в средней группе осенью
Примерный перечень занятий, рекомендуемых для проведения в средней группе зимой
Примерный перечень занятий, рекомендуемых для проведения в средней группе весной
Ознакомление с природой в повседневной жизни
Лето — время интересных прогулок
Экологическое воспитание в старшей группе в разное время года на занятиях и в повседневной жизни, фиксация впечатлений.
Примерный перечень занятий, рекомендуемых для проведения а старшей группе зимой
Примерный перечень занятий, рекомендуемых для проведения в старшей группе весной
Ознакомление с природой в повседневной жизни
Экологическое воспитание в подготовительной к школе группе в разное время года на занятиях и в повседневной деятельности, фиксация впечатлений.
Примерный перечень занятий, рекомендуемых для проведения в подготовительной к школе группе осенью
Примерный перечень занятий, рекомендуемых для проведения в подготовительной к школе группе зимой
Перечень занятий, рекомендуемых для проведения подготовительной к школе группе весной
Ознакомление с природой в повседневной жизни
. Диагностика педагогического процесса.
Диагностические задания (Суркова С.А.)
Перспективное и календарное планирование эколого - педагогической работы с детьми дошкольного возраста.
Работа по ознакомлению с природой в календарном плане воспитателя
All Pages

 

Рассказ воспитателя.

 

Среди опосредованных приемов ознакомления детей с окружающим большое значение имеют рассказы педагога. Остановимся на них более подробно. Особая ценность рассказов педагога в том, что они дополняют и конкретизируют имеющиеся у дошкольников представления. Рассказ можно использовать в любой момент наблюдения, прогулки или экскурсии.

Рассказ воспитателя о различных предметах и явлениях природы значительно расширяет знания детей. Однако живое слово всегда должно опираться на конкретные представления.

К рассказу педагога предъявляют следующие требования: содержание его должно быть достоверно, научно и соответствовать реалистическому представлению о том или ином животном, растении; материал необходимо излагать доступно для детей дошкольного возраста; в рассказ целесообразно включать наиболее интересные сведения о жизни животного, его повадках, приспособлении к условиям жизни, о жизни растения, его росте, цветении и др.

Особое внимание следует обратить на эмоциональность речи педагога. Рассказывать надо образно и красочно, употребляя слова, знакомые и близкие детям.

Заинтересованность взрослого содержанием рассказа вызовет интерес и у детей.

Чтобы вовремя дополнить наблюдения, рассказать детям что-то интересное о том или ином животном или растении, воспитатель должен постоянно пополнять свои знания, читать научно-популярную литературу о природе.

В средней, старшей и подготовительной к школе группах рассказ воспитателя занимает большее место, чем в младших. Он дополняет наблюдения детей и знакомит их с такими объектами а явлениями, которые не могут быть непосредственно восприняты ими (с местами зимовки птиц, с жизнью диких животных и т. д.). Очень часто рассказ сопровождается демонстрацией картин, диафильмов или немых кинофильмов. С этой целью можно использовать серии картин, выпущенные для детских садов.

Иногда возникает необходимость дополнить наблюдения рассказом. Так, например, во время прогулки дети видят муравей-пик, в котором копошатся муравьи. «Что они делают?» спрашивают дети. «Давайте посмотрим»,предлагает воспитатель. В процессе наблюдений он объясняет, куда ползут муравьи, что они тащат. После короткого наблюдения за муравьями воспитатель рассказывает о жизни муравьев более подробно.

Чтение художественных произведений. При чтении художественных произведений у детей накапливаются знания о природе, воспитывается интерес и любовь к природе, развивается чувство красоты. Используя художественное слово, надо умело сочетать его с непосредственными восприятиями детей.

Некоторые литературные произведения могут быть прочитаны лишь после наблюдений в природе в лесу, на лугу, в поле. Иногда же чтение предшествует наблюдению. О значении такого чтения очень хорошо сказал С. Т. Аксаков в произведении «Детские годы Багрова-внука», вспоминая себя пятилетним ребенком: «Я читал свои книжки с восторгом... В детском уме моем произошел совершенный переворот, и для меня открылся новый мир... Я узнал в «рассуждении о громе», что такое молния, воздух, облака; узнал образование дождя и происхождение снега. Многие явления в природе, на которые я смотрел бессмысленно, хотя и с любопытством, получили для меня смысл, значение и стали еще любопытнее. Муравьи, пчелы и особенно бабочки со своими превращениями из яичек в червяка, из червяка в хризалиду и, наконец, из хризалиды в красивую бабочку овладели моим вниманием и сочувствием; я получил непреодолимое желание все это наблюдать своими глазами».

Художественное описание уже знакомых растений, животных или явлений природы делает восприятие детей ярче, вызывает интерес к наблюдению. Так, например, после слушания очерка М. Пришвина «Золотой луг» они начинают обращать внимание на вид луга в разное время дня и при разной погоде. Рассматривают одуванчики и замечают изменения в форме их цветка, когда он открывается и закрывается.

Художественное описание незнакомых растений и животных, которое опирается на уже имеющиеся наблюдения и общие представления, создает новый образ, помогающий найти описываемый объект в природе. Например, воспитатель читает или рассказывает сказку Н. Павловой «Как облачко». На прогулке дети отыскивают цветы подмаренника, признаки которых описаны в сказке.

Беседы. Беседа состоит из вопросов воспитателя и ответов на них детей. Это ценный метод уточнения и расширения уже имеющихся знаний, увеличения словаря детей и развития у них связной речи. В беседе воспитатель руководит мышлением ребенка при помощи вопросов. Количество и порядок их зависят от задач, которые решаются на данном занятии, и от возраста детей. Вопросы нужно составлять так, чтобы в них учитывался опыт детей и активизировалось мышление.

Беседа может быть вводной, итоговой или связанной с наблюдениями и приобретением новых знаний.

Вводная беседа должна быть короткой, она ставит своей целью связать имеющиеся знания детей с получением новых, создать интерес к ним. Такие беседы проводят в старшей и подготовительной к школе группах перед экскурсией или практической деятельностью детей.

Самой распространенной и применяемой во всех группах является беседа, которая сопровождается наблюдениями или рассматриванием картин. Она входит как элемент почти во все занятия, экскурсии, дидактические игры.

Наиболее трудными считаются беседы итоговые. Их проводят только в старшей и подготовительной к школе группах. Беседы строятся на знакомом детям материале и имеют цель уточнить и обобщить их знания, полученные в процессе наблюдений и труда.

Вот пример итоговой беседы в старшей группе. Она проводится после наблюдений над осенними явлениями в природе и прослушивания детьми стихотворений и рассказов об осени. В такой беседе можно предложить следующие вопросы: какое сейчас время года? Какая была погода, когда мы ходили в лес (парк)? Что стало осенью с листьями на деревьях? Что мы слышали в лесу (парке) осенью? Каких птиц мы видели в лесу (парке)? Куда девались скворцы, грачи, ласточки? Почему они улетели? Куда девались бабочки, жуки, пауки? Что мы собирали в лесу (парке) осенью? Что делают осенью на огороде? Кому нравится осень? Почему?

Вопросы должны оживлять в памяти детей полученные представления и подвести их к понятию «осень». Закончить беседу можно чтением знакомых стихотворений, загадками.

Детям подготовительной к школе группы можно предложить такие вопросы: почему ты думаешь, что наступила осень? Почему улетели птицы? Почему исчезли насекомые? Почему увяли растения? Постановка вопросов заставляет ребенка самостоятельно решать умственную задачу, опираясь на свой опыт, свои наблюдения, подводит его к обобщению, к понятию о данном сезоне.

Беседа должна стимулировать детей на сопоставление фактов, улавливание некоторых причинных связей. Этому способствуют вопросы типа «почему?» и «как ты узнал?», например: почему зимой на ветках деревьев, которые растут в саду, нет листьев, а на ветках в комнате они появились? Как ты узнал, что это береза?