Диагностика педагогического процесса.
Для того чтобы правильно определить задачи совершенствования учебно-воспитательной работы по ознакомлению детей с природой, воспитатель должен учитывать достигнутый уровень усвоения детьми программы по данному разделу.
Определение уровня сформированности экологической культуры детей задает завершенность работе воспитателя — истинному педагогу всегда хочется увидеть результат воспитательного процесса, доказательство значимости его систематических усилий.
Определить уровень усвоения детьми знаний о природе, умений и навыков, а также отношение к ней можно с помощью диагностических методик.
Диагностика — это краткие испытания, которые помогают установить те или иные стороны развития детей. Вместе с тем с помощью диагностических методик определяется, под воздействием каких педагогических условий произошло успешное (или наоборот) усвоение программы.
Диагностика — деликатное дело, она определяет уровень развития ребенка, его реальное продвижение в формировании физических, психических, и личностных новообразований. Неправильно или неумело проведенная диагностика приносит больше вреда, чем пользы: отнимает много времени у воспитателей, формирует ложное представление об успехах (или, наоборот, о провалах), создает прецедент «навешивания ярлыков» на детей («глупый», «профессор» и др.), что в дальнейшем мешает им в развитии, так как у них образуются комплексы неполноценности, завышенные или заниженные самооценки.
Использование диагностических методик при анализе состояния учебно-воспитательной работы способствует тому, что деятельность воспитателя становится более целенаправленной и результативной. Выводы о качестве усвоения программы, понимание причин успехов и неудач являются для воспитателя основанием для планирования последующей работы как со всеми, так и с отдельными детьми. Отсюда важным умением, которым должен овладеть воспитатель, является овладение диагностикой усвоения детьми программы.
Процедура диагностики в экологическом образовании еще недостаточно исследована, так как само направление — относительно новое в образовании. Первые исследования по определению уровня экологической воспитанности дошкольников принадлежат Т. А. Марковой.
Диагностические методики для проверки усвоения детьми знаний о природе представлены в книге «Лабораторный практикум по дошкольной педагогике и методикам» (М., 1981), а также в учебно-методическом пособии С.А. Суркиной «Формирование экологической культуры дошкольников в нерегламентированной деятельности ДОУ», 2005г.
В настоящее время, когда существуют различные программы и ДОУ, предоставляется возможность выбирать их, не может быть единого способа проверки детей.
В дошкольном возрасте знания важны не только сами по себе, сколько как средство формирования отношения. Диагностика должна быть направлена на выявление у детей и того, и другого компонента. Не следует выявлять только одни знания, так как они не всегда обусловливают поведение человека, нередко вступают в противоречия с ним. Иногда ребенок обладает определенными знаниями, может их сформулировать, а ведет себя иначе, не в соответствии с ними.
Знания (осознанные) всегда вербальны. Их легко обнаружить, задавая детям вопросы или предъявляя им картинки, предметы, которые они должны назвать, объединить, разложить каким-то определенным способом, а потом объяснить, что и как они сделали, почему произвели именно эти операции. Можно организовать словесную дидактическую игру, реакции детей в которой и будут отражением их знаний.
Отношение выявить сложнее, так как оно проявляется по-разному в переживаниях (а они могут быть скрытыми), в положительных и отрицательных эмоциях, в отдельных поступках, систематическом поведении. Самые яркие появления отношений — поведенческие, которые сочетают практические действия и поступки, высказывания, эмоции. Такую палитру отношений можно выявить, как правило, только в реальных жизненных ситуациях. Поэтому методика диагностики должна быть приближена к реальной жизни. Ее можно построить в форме естественного эксперимента: специально организованных ситуаций в обычной среде проживания детей, а также в форме диагностического наблюдения за реальным поведением дошкольников в течение месяца.
Диагностику знаний следует осуществлять на примере тех объектов и явлений природы, с которыми они находились в длительном контакте, с которыми неоднократно в течение учебного года организовывались разные виды деятельностей.