Значение иллюстративных пособий.
Иллюстративно-наглядный материал помогает закреплять и уточнять представления детей о знакомых животных, растениях, сезонных явлениях в природе, полученные в ходе непосредственного восприятия природных явлений. С его помощью можно формировать знания об объектах и явлениях природы, которые в данный момент или в данной местности наблюдать невозможно (например, показать диких зверей или домашних животных других климатических зон можно только на картине).
Иллюстративно-наглядный материал позволяет дать детям представление о длительно протекающих в природе явлениях (например, рост и развитие растений и животных, сезонные явления природы). С помощью иллюстративно-наглядного материала удается успешно обобщать и систематизировать знания детей. Особую роль здесь следует отвести демонстрации моделей, с помощью которых появляется возможность углубить знания детей, помочь им понять сущность явления, установить связи и отношения.
Большое значение имеет иллюстративно-наглядный материал в формировании эстетического восприятия природы, в обогащении эстетических впечатлений и чувств. Эти задачи успешно решаются при рассматривании репродукций с художественных картин, просмотре кинофильмов.
Таким образом, применение иллюстративно-наглядного материала способствуют формированию у детей четких, полных представлений об окружающем мире, развитию восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления и речи, игровой и трудовой деятельности.
Требования к содержанию и оформлению иллюстративных пособий.
При отборе иллюстративно-наглядного материала для работы с детьми необходимо учитывать ряд требований, основными из которых являются реалистичность изображенных объектов, явлений природы, ясность замысла художника. Не менее важна и художественная выразительность материала, представленная в единстве с познавательным содержанием.
Картины, диафильмы, кинофильмы, отображающие природу, должны вызывать у детей чувственные восприятия, близкие к восприятию действительности.
Необходимо учитывать также возрастные возможности восприятия детей. Так, при формировании знаний о временах года для малышей лучше использовать сюжетные картины, изображающие не только состояние природы, но и детей в одежде, соответствующей сезону, участие их в играх, труде. Это облегчает задачу (определить, какое время года изображено на картине), так как позволяет малышу опереться на собственный опыт. Распознавание сезонов по пейзажным картинам для детей затруднительно, особенно если предлагаются картины с изображением весны и осени.
Картины должны быть выполнены художественно. Они могут быть и сюжетными, и отображающими только однородные объекты ― отдельных животных, растения. Животные и растения на картинах должны быть показаны крупным планом, в естественных условиях.
Кадры диафильмов и кинофильмов, показывающие строение и повадки животных, особенно мелких, нужно давать крупным планом. Предпочтительнее, если в основе диафильма или кинофильма лежит несложный сюжет, в живой и образной форме показывающий природу.
Животные и растения в этих пособиях должны быть показаны в естественных условиях жизни. Кинофильмы могут быть немые и озвученные. Музыкальное оформление в этих фильмах не обязательно, но нужно, чтобы там были даны звуки природы (шум леса, пение птиц, голоса животных).
Использование картин, диафильмов и кинофильмов, показ картин, сопровождаемых рассказом воспитателя или его беседой с детьми, может быть проведен во всех группах
Детям раннего возраста воспитатель, называя изображенное на картинке животное, предлагает показать глаза, уши, ноги. В младших группах воспитатель задает короткие, ясные вопросы, обращая внимание на характерное во внешнем виде и повадках животных, на формы и цвет частей растений.
Во время рассматривания картин с детьми в средней, старшей и подготовительной к школе группах полезно применять сравнения животных или растений по различию и сходству, что способствует развитию наблюдательности и мышления. Например, в картинах из имеющихся серий «Домашние животные» и «Дикие звери» можно, сравнивать животных, изображенных на одной картине: взрослое животное с его детенышами, петуха с курицей, гуся с уткой, барана с овцой. Можно также предложить для сравнения животных, изображенных на разных картинах, например корову и лошадь, корову и козу, кошку и тигра и др.
Рассказывание по картинам проводится в старшей и подготовительной к школе группах. Описание детьми картин, составление ими короткого рассказа помогают закреплению полученных представлений, развивают связную речь. Для образца воспитатель составляет по картине связный рассказ и предлагает детям передать содержание картины, дать ей название.
Диафильмы могут быть использованы в работе со всеми группами. Показ отдельных кадров сопровождается рассказом воспитателя или чтением имеющегося в диафильме текста.
Кинофильмы в учебных целях используют главным образом в старших и подготовительных к школе группах. Для старшей группы лучше брать немой фильм, а для подготовительной ― озвученный.
Готовясь к занятиям по картине, диафильму, кинофильму, воспитатель должен хорошо ознакомиться с их содержанием, уяснить, что должны увидеть и усвоить дети в результате просмотра, какие новые слова им надо запомнить, продумать свои вопросы.
После просмотра диафильма или кинофильма проводится небольшая беседа.
Настольные печатные игры. Для детей младших и средних групп рекомендуются наборы картинок, которые изображают животных, листья, цветы, фрукты, овощи. Для средних, старших и подготовительных к школе групп рекомендуются игры типа лото («Зоологическое», «Ботаническое», «Времена года»), которые в интересной игровой форме могут дать представление о домашних животных и диких зверях, растениях леса, поля, сада, огорода, цветника, о сезонных изменениях в природе и др.
Игрушки. Наборы игрушек ― домашние и дикие животные, овощи, фрукты, ягоды (объемные или плоскостные на подставках) ― нужны как для дидактических, так и для творческих игр, в которых дети отражают свои представления о природе и труде человека (игры в «птичник», «зоосад» и др.). Для накопления у детей чувственных представлений о предметах и явлениях природы нужны игрушки, приводимые в движение ветром (летуны, вертушки), водой (плавающие животные, лодки, мельница, водяное колесо).
Модели — это материальные заместители реальных предметов, явлений природы, отражающие их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частями или между отдельными компонентами. С их помощью появляется возможность углубить знания детей, помочь им понять сущность явления, установить связи и отношения. Главной характеристикой модели является то, что она отражает, содержит в себе существенные особенности натуры, в удобной форме воспроизводит самые значимые стороны и признаки моделируемого объекта.
Модель как вид наглядности может быть использована во всех возрастных группах в том случае, когда необходимо выделить в объектах и явлениях природы существенные признаки и связи.
В дошкольном возрасте при ознакомлении детей с природой используются разные виды моделей.
1. Предметные модели воспроизводят структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений. К ним относятся различные предметы, конструкции. Примером такой модели может служить аквариум, моделирующий экосистему в миниатюре (биом водоема). Самая простая предметная модель — заводная игрушечная золотая рыбка, с помощью которой можно сформировать у детей представление о внешнем виде и движении рыбы.
2. Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов.
Например, полоски бумаги разных оттенков зеленого цвета можно использовать при абстрагировании цвета листьев растений; изображения геометрических фигур на карточке — при абстрагировании и замещении формы листьев; полоски бумаги разной фактуры (гладкая, бугристая, шероховатая) — при абстрагировании и замещении характера поверхности частей растений — листьев, стеблей и т.д. (Данные модели разработаны Н. И. Ветровой.)
Модель-макет рекомендует использовать С. Н. Николаева для усвоения детьми понятия «мимикрия» как проявление одного из способов защиты от врагов. Это лист картона, окрашенный в два цвета. Накладывая на него цветные изображения различных геометрических фигур, обращают внимание детей на то, что при совпадении цвета поля и геометрической фигуры она становится невидимой. Такая модель помогает детям понять значение покровительственной окраски животных.
3. Графические модели (графики, схемы и т. д.) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения природных явлений. Примером такой модели могут быть календарь погоды, таблица фиксации продолжительности дня и т. д.
Например, при формировании понятия «рыбы» в старшей группе используется модель, в которой отражены существенные, наглядно воспринимаемые признаки данной систематической группы животных: среда обитания, форма тела, покров тела, жаберный способ дыхания, своеобразное строение конечностей (плавники), в которых проявляется приспособление рыб к водной среде обитания.
Демонстрация моделей в обучении занимает особое место, так как помогает лучше, чем другие средства наглядности, абстрагировать существенные признаки объектов, связи и отношения разной степени сложности, а значит, полнее осознавать явление. С помощью демонстрации моделей успешно осуществляются обобщение и систематизация знаний детей о природе.
Демонстрация модели используется при условии предварительного ознакомления детей с природой с помощью других методов, обеспечивающих живые представления о признаках, свойствах, связях и отношениях ее объектов. Рассматривание модели при этом является лишь частью занятия.
Демонстрация моделей позволяет воспитателю научить ребенка выделять существенные признаки и компоненты наблюдаемых природных явлений, устанавливать связи между ними, а следовательно, обеспечивает более глубокое понимание фактов и явлений окружающей действительности.
3. Элементарная исследовательская деятельность в экологическом образовании, содержание и проведение опытов.
Для того чтобы знания детей о природе были осознанными, в детском саду используются несложные опыты. Эксперимент, или опыт,― особый вид наблюдения, организованный в специально созданных условиях. Например, чтобы доказать необходимость тепла для роста растений и уточнить эти знания, воспитатель ставит опыт: помещает два одинаковых растения в разные условия (одно — в теплое место, другое — в прохладное) и в течение нескольких дней наблюдает с детьми за изменениями в их развитии.
Значение опытов. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.). Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей.
По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.