ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТ И ОСОБЕННОСТИ МЕТОДОЛОГИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ СТАТИСТИКИ
Предметом Ж.Д. статистики является качественная и количественная сторона явлений и процессов, присущих Ж.Д.Т.
Объектом ж/д стат-киявл.сам Ж.Д.Т., его линейные и структурные подразделения, характерными особенностями которых явл.:
1. Продукция ж.д.т не имеет вещественного выражения , она потребляется в процессе произ-ва, представляя собой услугу по перемещению грузов и пассажиров с помощью тр-ных средств;
2. Ж.Д.Т. представляет собой непрерывную территориально-внутренне взаимосвязанную централизованно – управляемую систему;
3. значительная часть основных средств транспорта – подвижной состав – постоянно изменяет свое местоположение (это обстоятельство вызывает необходимость применения специфических методов учёта наличия, определения работы и оценки использования подвижного состава).Статистика разрабатывает систему показателей, отражающих условия и результаты деятельности железной дороги, и разрабатывает методы обобщения и анализа работы.
4. . Ж/д транспорт действует непрерывно во времени, что требует своеобразного подхода к установлению отчётного периода и моментов учёта.
5. Работники ряда профессий, непосредственно связанные с движением поездов, – машинисты локомотивов, электромонтёры, проводники и осмотрщики вагонов, составители поездов и др., не имеют точно установленной продолжительности раб. смены, поэтому изучение их численности, использования бюджета времени, продолжительности раб. дня, уровня зар.платы и производительности труда требуют особых методов стат. наблюдения
Специфика объекта изучения железнодорожной статистики заключается в следующем:
1. Продукция не имеет вещественного выражения.
2. Железная дорога непрерывно и территориально связана и поэтому во многом централизованно-управляемая система.
3. Значительная часть основных средств транспорта постоянно меняет свое местоположение (подвижной состав).
4. Ведение особого отчетного момента, не совпадающего с календарным, для наиболее массовых явлений на транспорте.
5. Система специфических, несоизмеримых показателей работы структурных подразделений.
6. Специфические методы выявления степени участия и влияния отдельных подразделений железнодорожного транспорта на конечные результаты работы транспорта в целом.
Вся статистическая отчетность представлена двумя потоками:
1) оперативно-статистическим (контроль выполнения плана принятия оперативных мер и управленческих решений (набор показателей ограниченный , информация вводится арувную, децентрализованно) ;
2) статистическим (целью явл. хар-ка и анализ деят-ти Ж.Д.Т., набор показателей обширный . Сводка осуществляется автоматизированно, цетрализованно.)
Специфика методов ж/д статистики, заключается в следующем:
строжайшая учётная дисциплина – своевременное и чёткое заполнение первоисточника, полнота и достоверность записей, так как возврат к объекту регистрации с целью проверки содержания первоисточника, как правило, невозможна;
совпадение момента регистрации с фактическим изменением состояния, местонахождения или рода выполняемой работы, что объясняется невозможностью возврата к объекту регистрации и разграничением ответственности за состояние и использования основных средств, сохранность и соблюдение сроков доставки грузов и условий перевозки пассажиров;
введение особого, не совпадающего с календарным отчётного момента для характеристики наиболее динамичных массовых явлений (погрузка, выгрузка, приём и сдача вагонов, парк вагонов и др.);
совокупность приёмов, образующих методологию перехода от характеристики явлений на момент к характеристике явлений за период (т.е. характеристике процессов), а также переход от точечной характеристики положения единиц учёта к пространственной их характеристике;
своеобразные методы выявления степени участия отдельных подразделений ж/д в освоении перевозок и влияния успешности работы этих подразделений на конечные результаты деят-тиотдельных ж/д и сети.