ОРГАНИЗАЦИЯ СТАТ.НАБЛЮДЕНИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
Объектом наблюдения статистики ОС являются объекты орудий труда, к которым относятся: здания; сооружения; рабочие и силовые машины и оборудование; измерительные и регистрирующие приборы и устройства; вычислительная техника; транспортные средства; инструмент; производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности; рабочий, продуктивный и племенной скот; многолетние насаждения и прочие основные средства.
Единицей учета и измерения является инвентарный объект. Инвентарным объектом ОС является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс констуктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, предназначенный для выполнения определенной работы.
В случае наличия у одного объекта нескольких частей, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.
Для учета основных средств используются следующие первичные документы:
– технический паспорт;
– акт (накладная) приемки-передачи основных средств (Ф.№ОС-1);
– акт приемки-сдачи отремонтированных, ремонтируемых и модернизированных объектов (Ф.№ОС-3);
– акт на списание основных средств (Ф.№ОС-4);
– акт на списание автотранспортных средств (Ф.№ОС-4а);
– инвентарная карточка учета основных средств (Ф.№ОС-6);
– акт о приемке оборудования (Ф.№ОС-14);
– акт приемки-передачи оборудования в монтаже (Ф.№ОС-15);
– акт о выявленных дефектах оборудования (Ф.№ОС-16);
Основные учетные признаки: вид основных средств, дата постройки, дата ввода в эксплуатацию, стоимость, конструкционные параметры.
Для учета состояния и наличия каждой ед. основных средств на весь срок полезного использования присваивается инвентаризационный номер. Например, для присвоения инвентарного номера грузовым и пассажирским вагонам и локомотивам используется единая восьмизначная нумерация, с защитным контрольным восьмым значением в номере. Номером вагона определяется его тех. характеристика. Первый знак указывает на вид подвижного состава:
– 0 – вагоны пассажирского парка;
– 1 – тяговый подвижной состав и путевые машины;
– 2 – крытые универсальные вагоны;
– 3 – специализированные грузовые вагоны;
– 4 – универсальные платформы;
– 5 – собственные вагоны, принадлежащие сторонним юридическим или физическим лицам;
– 6 – универсальные полувагоны;
– 7 – цистерны;
– 8 – рефрижераторные вагоны;
– 9 – специализированные грузовые вагоны.
Второй знак определяет осность, третий знак дает дополнительную техническую характеристику, четыре последующих знака составляют порядковый номер вагона.
Формой наблюдения, применяемой для получения хар-ки наличия и движения ОС, является текущий учет. Моменты учета – момент приемки-передачи или ликвидации и момент ввода объекта ОС в эксплуатацию.
В целях уточнения наличия и сверки фактического наличия с документальным периодически проводится инвентаризация ОС, которая для вагонов пассажирского и грузового парков называется переписью вагонов
· КЛАССИФИКАЦИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВСтатистика широко использует группировку основных средств по различным признакам.
· В зависимости от назначения ОС подразделяются на производственные и непроизводственные. Производственные ОС используются в производственном процессе (локомотивы, вагоны, путь, искусственные сооружения и т. п.), непроизводственные – не участвуют в процессе производства (жилые дома, школы, больницы и т. п.).
· По участию в производственном процессе ОС подразделяются на действующие и недействующие. К действующим относятся фонды, находящиеся в эксплуатации, к недействующим – в запасе, на консервации, в пути и т. п.
· По участию в производственном процессе ОС делятся на активные и пассивные. К активным объектам основных средств относятся объекты, используемые для непосредственного воздействия на предметы труда – локомотивы и вагоны, рабочие и силовые машины, оборудование, измерительные приборы и т. п. К пассивным объектам основных средств относятся орудия труда, обеспечивающие нормальные условия процесса производства: производственные здания, линии электропередач, железнодорожный путь и т. п.
· В зависимости от принадлежности выделяются собственные и арендованные основные средства.
Структура ОС Ж.Д.Т. значительно отличается от структуры ОС в др.отраслях хоз-ва страны (на долю сооружений, передаточных устройств и тран. средств приходится около 90 % всех ОС это обусловлено спецификой работы Ж.Д.Т.