СТАТИСТИКА РАСХОДА ТОПЛИВА НА Ж.Д.
Ж.Д.Т. – крупнейший потребитель топливно-энергетических ресурсов страны. Затраты на топливо – один из основных элементов эксплуатационных расходов железных дорог. Его рациональное использование имеет большое значение для снижения себестоимости приведенной продукции.
Расход топливаY - количество топлива в соответствующих единицах, израсходованное за определённый период на производственные цели и прочие нужды. Он выражается в натуральных и условно-натуральных единицах. При переводе натурального количества топлива в условное выражение используют калорийные и технические переводные эквиваленты.
Удельный расход топлива y – количество условного топлива, измеренное в килограммах, приходящееся на установленный измеритель работы. Для локомотивов он устанавливается раздельно: для поездной работы – на 10 тыс. ткм брутто, для прочей работы (линейный или условный пробег) – на 100 локомотиво-км, на производственно-технические нужды – на 1 квт-час по тепловым электростанциям, на 1 т пара нормального давления на поверхности котла в час – для котловых установок и т.д.
Средний удельный расход топлива на локомотивы в поездной работе определяется отношением общего расхода условного топлива к грузообороту брутто:
‾y = Y*1000 / å(pl)b/ 10000 = Y * 107 / å(pl)b
Удельный расход топлива для локомотивов на прочей работе (одиночное следование, манёвры и прочее) определяется отношением общего расхода условного топлива к пробегу локомотивов:
Y*1000
‾y = ----------------------- = Y*105 / (åmoss + åmus)
(åmoss + åmus )/100
Агрегатная средняя удельного расхода топлива может быть преобразована в среднюю арифметическую:
‾ypl=åypl(pl)b / å(pl)b=åypldpl
‾yåmvspS= åymvspSi * mvsp* si/ åmvsps = åymvspSi * dmvspSi ,
где ypl , ymvspSi- удельный расход топлива локомотивами соответственно на 10 тыс.ткм и 100 локомотиво-км в отдельных видах работы;
dpl ,dmvspSi - доля вида работы соответственно в общем объёме грузооборота и вспомогательном пробеге локомотивов.
Потребность в топливе определяется на основе норм удельного его расхода, которые устанавливаются в кг условного топлива на измеритель работы и серии локомотивов. Нормы расхода топлива используют для контроля за его расходованием и определения его экономии или перерасхода.
Степень выполнения нормы удельного расхода топлива, а также экономию (перерасход) определяют индексным методом, т.е. отношением удельного расхода к норме расхода yN .
Обобщенную характеристику степени выполнения норм удельного расхода топлива даёт отношение фактического расхода топлива к расходу топлива по норме на фактический объём работы:
Iy =åy1q1 / åyNq1
Степень выполнения норм расхода топлива для работы локомотивов:
I = [åypl (pl)b /10 7+åyms MS /105]/ [ åypl-N (pl)b /107 + åyms-N MS/105 ] = Y/YN ,
где åypl (pl)b /10 7= Ypl, åypl-N (pl)b /107=Ypl-N - расход топлива на отдельный вид поездной работы (серию локомотива) соответственно фактически и по норме, т;
åypl-N (pl)b /107 =Yms, yms-NMS/105 = Yms-N- расход топлива на отдельные виды работы локомотивов, измеряемые пробегом, соответственно фактически и по норме, т.
Разность между числителем и знаменателем показывает величину экономии или перерасхода топлива относительно установленной нормы.
Абсолютный прирост расхода топлива: ∆Y = åy1q1 - åy0q0
Прирост расхода топлива за счёт изменения объёма работы:
∆Yq = åy0q1 - åy0q0
Прирост за счёт изменения удельного расхода топлива:
∆Yy = åy1q1 - åy0q1
Расход топлива при поездной работе локомотивов определяется на основании данных маршрута машиниста. При выполнении маневровой работы первоисточником учёта расхода топлива служат лицевые счета локомотивов. Расход топлива на стационарные установки учитывается по ведомости формы ТХУ-7. Учёт расхода топлива ведётся в условных и натуральных единицах. Натуральное топливо учитывается по видам: уголь (с подразделением на марки), дрова, топочный мазут, дизельное топливо, моторная нефть и газообразное топливо.