ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ СТАТИСТИКИ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ
Статистика перевозок изучает основную функцию железнодорожного транспорта: перевозки грузов, пассажиров, багажа.
Данные статистики характеризуют степень выполнения основных показателей перевозочной работы и состава перевозок по роду перевозимых грузов и вместе с тем позволяют получить характеристику и направление грузовых перевозок с указанием: откуда, куда и в каких количествах перевозились те или иные грузы; насколько были загружены перевозками отдельные ж/д линии и направления. Кроме того, отражаются показатели, характеризующие грузовые перевозки с качественной стороны, такие, как средняя дальность перевозок, средняя скорость доставки грузов и др.
Задачи статистики перевозок грузов следующие:
· Характеристика объемов перевозок грузов, выполнение заказов на определенные виды грузов.
· Информация о динамике движения грузов, информация в целях совершенствования и изучения тарифов.
· Определение и анализ качественных показателей грузовой работы и перевозок, выявление нерациональных перевозок.
Предъявление грузов к перевозке по железной дороге оформляется накладной, которая заполняется отправителем при предъявлении груза к транспортировке.
· Накладная - это юридический документ, являющийся договором между грузоотправителем и дорогой. По завершении перевозки накладная вместе с грузом выдаются получателю. Накладная содержит следующие основные сведения: наименование груза, вес груза брутто, число мест, сведения об отправителе и получателе, станция назначения, провозная плата и др. На основе накладной на станции отправления составляются документы, являющиеся первоисточниками статистики перевозки грузов. Основные из этих документов следующие: дорожная ведомость; корешок дорожной ведомости; грузобагажная квитанция; передаточная ведомость.
Поскольку перевозка грузов – это процесс перемещения груза, то в статистике перевозок грузов существует два момента учета: начальный – по моменту отправления груза.конечный – по моменту прибытия груза. Достоинство второго метода – характеристика законченного перевозочного процесса. Достоинство первого метода – оперативность получения информации.
Перевозимые ж/д грузы принято группировать по:
· видам сообщения - местное и прямое сообщения. Перевозки грузов, осуществляемые в пределах одной дороги, относят к местному сообщению, а в пределах двух или нескольких смежных дорог – к прямому. Прямое сообщение разделяется на «вывоз», «ввоз» и «транзит». Признаком для группировки перевозок по сообщениям служит местонахождение станций отправления и назначения груза. Перевозки, в которых станция отправления находится на одной дороге, а станция назначения – на другой, относят к «вывозу». Перевозки, для которых станция отправления находится за пределами рассматриваемой дороги, а станция назначения – на рассматриваемой дороге, относят к «ввозу». Перевозки, осуществляемые рассматриваемой дорогой, относят к «транзиту», когда станции отправления и назначения грузов находятся за ее пределами.;
· по категориям перевозки: грузовые и хозяйственные;
· по родам грузов: народно-хозяйственные, транспортные;
· по территориальной принадлежности – с помощью косой шахматной таблицы;
· по поясам дальности;
· по категориям отправки – маршрутные, повагонные, мелкие, контейнерные, пакетные. Маршрутные отправки оформляются одной ведомостью на маршрут или группу вагонов с перечислением вагонов, включенных в отправку. К повагонным относятся отправки, для перевозки которых выделяются отдельные грузовые вагоны. К мелким относят отправки весом 5 тонн и менее, а также перевезенные в багажных вагонах. К контейнерным и пакетным относят отправки, перевозки которых осуществляются в универсальных контейнерах, в транспортных пакетах.
· По режиму скорости