КАЧЕСТВЕННЫЕ СРЕДНИЕ СТАТ.ПОКАЗАТЕЛИ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ: ГУСТОТА ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК (СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ), ЗАГРУЗКИ ВАГОНА
Густота перевозок - интенсивность грузового потока на участках сети ж.д. Показывает какое количество тн груза проходит через каждый км пути за период времени. Объём перевозок растёт быстрее, чем протяжённость ж.д. Следовательно, растёт и мощность грузопотока на км эксплуатационной длины. Для его характеристики применяется показатель интенсивности грузовых перевозок fgiи средняя густота перевозок грузов `¯fg на направлении, дороге или сети ж.д.
`¯fg= åpgl / åLe ,где
åpgl - грузооборот, млн. тарифных ткм;
åLe - эксплуатационная длина линии, дороги, сети, км.
Средняя густота перевозок грузов зависит от экономики района тяготения, местоположения участка на сети дорог, его технической вооружённости, типа тяги и т.д. Колеблется от 0,5 до 100 млн. т.
1. Определяется по направлениям участков (туда и обратно). Степень неравномерности перевозок по направлениям участка выражается коэффициентом неравномерности Kgf , представляющим собой отношение меньшей густоты перевозок к большей, т.е. густоты порожнего пробега к гружёному.
Kgf= f g r / f ggr .
Для дороги или сети коэффициент неравномерности равен отношению меньшей суммы ткм в одном направлении к большей в другом. Он колеблется от 0 до 1, а в целом по сети около 0,5.
Неравномерность густоты по направлениям характеризует экономические связи между районами производства и потребления, неравномерность работы подвижного состава. Неравномерность по направлениям возникает вследствие разной загрузки вагонов по направлениям, использование специализированных вагонов, которые не могут использоваться под загрузку грузов в обратном направлении. Использование спрямляющих направлений в перемещении порожняка несколько снижает долю порожнего пробега.
2. Густота перевозок определяется для всех грузов и для важнейших из них. Для одних - свойственна высокая равномерность по направлениям, для других наоборот – неравномерность.
Определяют густоту перевозок эксплуатационную (нетто) и густоту перевозок брутто (делением грузооборота соответственно нетто и брутто на эксплуатационную длину линии.
Густота перевозок используется для выявления нерациональных перевозок, анализа использования пропускной способности станций и участков, эксплуатационной работы, обоснования очерёдности капитальных вложений и др.
Густота перевозок брутто используется при нормировании затрат (труда и материалов) по текущему содержанию и ремонту пути.
Показатели нагрузки вагонов – характеризует уровень загрузки на момент погрузки – статическая нагрузка p и в процессе перевозки – динамическая нагрузка q. На физический вагон. Статическаянагрузкаp относится к статистике перевозок, а динамическаянагрузкаq - к эксплуатационной статистике.
Средняя статическая нагрузка определяется делением массы погруженных грузов åp на количество загруженных вагонов åu:`¯p = åp / åu .
Средняя статическая нагрузка определяется как в целом по всем грузам, так и по отдельным родам грузов. Использование грузоподъёмности вагона характеризуется коэффициентом, определяемым делением погруженных тонн грузов на грузоподъёмность вагона:Kg = (åpgr-i/ågg) 100 =¯p / ¯gg100
Для каждого рода вагона установлены технические нормы загрузки с учётом физических свойств груза. Коэффициент выполнения технической нормы загрузки вагона: KpN = (åpgr-u/ (åpNugr) 100 = `¯p /`¯pN100 , где pNugr - количество груза, которое должно было быть загружено в вагоны в соответствии с техническими нормами загрузки, т;
`¯pN- средняя техническая норма загрузки вагона, т.
Уровень `¯pзависит от структуры грузов, структуры вагонного парка, методов погрузки. Используется для определения потребности в парке грузовых вагонов для подразделений ж.д.