19. Ресурсы авиационной техники: назначение и виды.
Виды ресурсов: назначенный, срок первого ремонта, межремонтный, гарантийный. Установление различных видов ресурсов вызвано тем, что в процессе эксплуатации ЛА их детали и агрегаты подвергаются естественному износу и старению, претерпевают физические и химические изменения. Эти изменения могут достигать такой величины, при которой летные характеристики AT заметно ухудшаются и безопасность полета не м/б гарантированной.
Назначенный ресурс - это допустимая наработка AT, в течение кот. обеспечивается надежная работа AT при соблюдении правил эксплуатации и хранения AT. По истечении этого срока эксплуатация AT прекращается.
Ресурс до первого ремонта - это допустимая наработка от момента выпуска до 1-го ремонта. Ремонт бывает средний и капитальный.
Гарантированный ресурс - это наработка AT, в теч. кот. завод гарантирует безотказную работу изделия при условии соблюдения правил по эксплуатации и хранению AT.
На отдельные виды агрегатов наработка в часах может вестись по отдельным счетчикам. В качестве наработки учитываются 100% работы ЛА в воздухе и 20% -на земле.
Ресурсы AT бывают 2 видов:
1) измеряется в часах,
2) измеряется месяцами и годами.
Гарантированный ресурс устанавливается предприятием-изготовителем, остальные виды ресурсов - бюллетенем промышленности, указанием главного инженера.
Учет наработки может вестись как на земле, так и в воздухе.
Для обеспечения боеготовности авиационной части выработка ресурса проводится ступенчатым способом.
20. Доработки авиационной техники.
Доработки AT выполняются в целях улучшения ТТХ и эксплуатационных характеристик, повышения надежности и устранения конструктивно-производственных недостатков (КПН) AT, находящейся в эксплуатации. Доработки выполняются в соответствии с бюллетенями промышленности, вводимыми в действие указаниями главного инженера ВВС. Выполнение работ, связанных с устранением недостатков аварийного характера, допускается по технической записке промышленности, утвержденной главным инженером ВВС.
Для удобства учета и работы с бюллетенями введена их единая нумерация:
ххх (1)-х(2)-х(3)-хххх(4)-х(5).
1) условный индекс основного изделия AT или оборудования, напр. 061- Ми-8, 035- ТУ-134,
2) последняя цифра года введения бюллетеня в действие,
3) вид оборудования или изделия: 0- основное изделие, 1- комплектующее изделие РЭО, 2- КИ ОО, 3- КИ приборного оборудования, 4- КИ АВ (авиационного вооружения),
4) порядковый номер бюллетеня для основного изделия или оборудования,
5) шифр бюллетеня: 1- бюллетень направлен на КПН, вызвавшего прекращение эксплуатации AT, 2- ..., не приведший к прекращению эксплуатации AT, 3- направлен на повышение надежности и улучшение конструкции, 4- изменяется эксплуатационная документация, сроки службы ресурсы и сроки хранения, 5- изменяется ремонтная документация.
Работы по доработкам проводятся на специально оборудованных базах промышленности, непосредственно в АЧ, при выполнении очередного ремонта на авиаремонтном предприятии. Доработки производятся Л/С комплексных бригад промышленности, Л/С АРП, Л/С ВАРМ (войсковых авиаремонтных мастерских). Л/С ПАРМ (передвижных АРМ), и Л/С АЧ.
Место проведения, силы и средства выполнения доработки указываются в бюллетене.
Замком полка по ИАС вместе с представителем предприятия (он обязан прибыть за месяц до начала работ) разрабатывают план отхода самолетов на доработку, кот утверждается ком-ром части. Работы по аварийным бюллетеням выполняются безотлагательно.
Выполнение работ организует зам. по ИАС вместе с инженерами по специальностям. Последние докладывают в установленном порядке о потребности в МТО (материально-техническое обеспечение), осуществляют заказ деталей и вызов представителей МАП (министерства авиационной промышленности).
Если работы выполняются Л/С АЧ, определяют группу для выполнения работ и изучают бюллетень.
Учет бюллетеней по специальности ведет соответствующий инженер полка по специальности в специальном журнале. Командир АТО ведет учет работ по доработкам, независимо от специальности и кем они производятся. Начальник ТЭЧ ведет полный учет бюллетеней (по возрастанию их порядковых номеров) по всем специальностям и проверку фактического выполнения работ по бюллетеням при выполнении регламентных работ, допуск представителей промышленности на объекты части осуществляет начальник штаба полка.
За качество и полноту работ по бюллетеням, выполненных выездными бригадами, несут заводы промышленности. Если работали специалисты ИАС части, то непосредственные исполнители.
О выполнении работ по бюллетеням делают записи в формуляре и паспорте и расписывается инженер полка по специальности и руководитель бригады промышленности.
Если работы выполняются при очередном ремонте на АРП, то вместе с самолетом пересылаются детали для выполнения этих работ при невыполнения бюллетеня в срок и при низком качестве работ, выполненных бригадой промышленности, составляется рекламационный акт.