Подготовка к занятиям и проведение занятий
Непосредственно перед занятием воспитатель готовит все, что он подобрал накануне: натуру, игрушку, иллюстрации, лист бумаги для показа; определяет место, где будет стоять предмет; прикрепляет фон за натурой и т. д. После того как все будет готово, педагог еще раз смотрит на наглядный материал с того места, где расположен последний стол, дабы не оказалось, что предмет не выделяется на подобранном фоне или иллюстрация очень мелка.
Педагог, готовясь к занятию, обязательно прорисовывает, лепит или вырезает то изображение, которое будут выполнять дети, даже если на занятии не предполагается показ. Выполняя работу, воспитатель уточняет способы ее решения, отмечает, где у него возникли трудности, а в случае, если окажется, что материал подобран не совсем удачно, своевременно заменяет его. Это позволит во время объяснения сосредоточить внимание детей на самом трудном.
Кроме того, воспитатель просматривает методическую литературу по данной теме, выбирает наиболее действенные методы и приемы обучения с учетом особенностей детей своей группы.
Когда все готово для занятия, педагог приглашает детей. Обычно ребята легко переключаются с игровой деятельности на учебную, если занятия проводятся всегда четко по режиму дня.
Организационный момент воспитатель проводит по-разному в зависимости от занятия — не более 1—2 мин (чем меньше, тем лучше). Можно предложить всем посмотреть на то, что они потом будут изображать (предмет, иллюстрацию); малыши могут потрогать, погладить игрушку. Можно, подозвав к себе детей, предложить одному из них принести заранее подготовленный предмет. К этому надо привлекать малоактивных детей, чтобы заинтересовать их.
Постепенно начиная с первой младшей группы детей приучают садиться без шума, учат, как надо взять стул, поставить его около стола и сесть.
В средней и старших группах, как бы играя, соревнуясь, можно поупражнять детей в умении садиться тихо, чтобы не фиксировать на этом особого внимания в начале занятия, не отвлекать от последующего задания.
В зависимости от содержания занятия, намеченной методики и возраста детей продумываются варианты расстановки столов. Например, в младших группах столы можно поставить полукругом, чтобы видеть всех детей и иметь возможность подходить к каждому. Если выполняется коллективная работа, то и в таком случае можно посадить детей полукругом перед мольбертом или доской, на которых прикреплен лист бумаги. На нем рисуют по 2—3 ребенка.
Иногда столы сдвигают по 2—3, и дети вместе выполняют коллективную работу по лепке, аппликации. Такая расстановка удобна тогда, когда важно сравнить изображения по величине, цвету, поискать лучшее расположение, прежде чем наклеить. В другом случае на занятии по лепке все дети выполняют работу на своих местах, а роспись ангобами (жидкая глина другого цвета) — за 1—2 столами (где поставлен набор ангобов).
Различная организация повышает интерес к занятиям, помогает использовать разные материалы.
Специфика изобразительной деятельности требует создания на занятиях творческой атмосферы, способствующей проявлению у детей самостоятельности. Группа превращается то в скульптурную, то живописную мастерскую. Иногда дети с мольбертами (фанерные доски 40×50 см) выходят на участок рисовать.
Все занятия делятся на три части: Объяснение задания. Процесс выполнения задания. Совместный анализ выполненной работы.
Первая и третья части наиболее короткие по времени — 2—5 мин в зависимости от задания и возраста детей. Более длительно объяснение при новой программной задаче и менее длительно при закреплении знаний и умений.
В первой части занятия воспитатель сообщает детям, чем и как они будут заниматься. Объяснение должно носить эмоциональный характер, чтобы вызвать у детей интерес к занятию, создать творческую атмосферу. После объяснения в младших группах дети садятся лицом к столу, воспитатель проверяет осанку детей и напо-минает всем, с чего нужно начать работу.
Во второй части занятия воспитатель следит, чтобы все сразу приступили к выполнению задания. Если некоторые дети не решаются начать работу, показывает, что получается у их сверстников,— это обычно оказывает положительное влияние.
В ходе занятия педагог следит, чтобы не было пауз, чтобы, закончив один этап, ребенок сразу же переходил к следующему. Паузы в работе сбивают с ритма — занятие удлиняется, многие не успевают выполнить задание.
В течение всего занятия детей приучают работать спокойно, не вставать без необходимости со своего места. В то же время воспитанники всех возрастных групп получают все больше возможностей для самостоятельной изобразительной деятельности во время занятия. Старшие дошкольники вначале по разрешению воспитателя, а затем и сами по мере надобности могут сменить карандаш, воду, взять чистый лист бумаги и пр.
Следует, как можно раньше, приучать детей поднимать с пола то, что они уронили, вытирать пролитую воду, клей, краску, не ожидая, когда это сделают дежурные или кто-либо из взрослых.
В младших группах в ходе занятия воспитатель чаще сам приходит на помощь, так как дети далеко не всегда знают, как им спросить, а нередко и не испытывают в этом потребности.
Начиная со средней группы дети обращаются к воспитателю, поднимая руку. Однако и самому педагогу необходимо следить за тем, кто из ребят испытывает какое-то затруднение, и вовремя приходить на помощь.
Постепенно детей приучают преодолевать трудности, самостоятельно искать решения. Некоторые ребята любят поминутно поднимать руку и о чем-либо спрашивать. Если воспитатель не обращает сразу на них внимание, могут подолгу сидеть с поднятой рукой, ничего не делая
Примерно за 5 мин до конца занятия детей предупреждают о том, что следует заканчивать работу.
В первой младшей группе такое напоминание излишне, так как дети этого возраста еще не в состоянии намечать работу вперед они не чувствуют время. В начале года на занятии тем, кто закончил работу на несколько минут раньше других, следует предложить тихо выйти из-за стола и спокойно поиграть в стороне, не мешая другим. Начиная со второго полугодия дети обычно привыкают работать в течение всего занятия. Тем, кто выполнил задание раньше других, можно предложить нарисовать или вылепить еще что-нибудь, повторить это же изображение или лепку («Нарисуй еще шарик» или «Слепи еще морковку»).
Во второй младшей группе детей постепенно приучают заканчивать занятие всем вместе, организованно. Однако при этом не следует затягивать занятие. Иногда оно может закончиться и раньше установленного срока, если дети быстро справятся с поставленной перед ними задачей.
В средней и старших группах тем детям, кто закончил работу раньше других (если времени достаточно), педагог советует дополнить изображение деталями или подходящими по содержанию предметами. Если занятие идет к концу, он предлагает убрать свое рабочее место, сложить оборудование, материалы в ящик стола или отнести на стол для дежурных, поставить свою работу на стенд или на стол воспитателя. Затем ребенок возвращается на место, и педагог предлагает ему спокойно посидеть, отдохнуть, рассмотреть рисунки, лепку товарищей.
После того как воспитатель объявил об окончании занятия, дети прекращают работу. Если все-таки кто-то не успел довести ее до конца, педагог обязательно предоставляет ребенку возможность сделать это, но уже во второй половине дня. Однако надо учить детей укладываться в отведенное для занятия время, учить действовать быстро, без пауз, не отвлекаясь на постороннее. Тем, кто не успевает, на первых порах можно дать лист бумаги поменьше и сразу же после объяснения обратить внимание на то, как они приступили к работе, в чем испытывают затруднение.