Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Методика развития детского изобразительного творчества часть 1 - Методика обучения рисованию в подготовительной группе.

Cмотрите так же...
Методика развития детского изобразительного творчества часть 1
Умственное воспитание.
Сенсорное воспитание.
Нравственное воспитание.
Трудовое воспитание.
Эстетическое воспитание.
Развитие художественного творчества.
Классификация и характеристика методов обучения детей изобразительной деятельности.
Практические методы
Словесные приемы обучения
Классификация и характеристика занятий по изобразительной деятельности.
Изучение нового программного материала
Повторение пройденного материала
Наглядные методы и приемы на разных этапах обучения детей изобразительной деятельности.
Рассматривание.
Жест
Анализ детских работ можно вести в различных планах.
Значение игровых приемов в обучении дошкольников изобразительной деятельности.
Организация и методика проведения занятий по изобразительной деятельности.
Организация занятий в разновозрастной группе
Подготовка к занятиям и проведение занятий
Рекомендации к проведению занятий по изобразительной деятельности
Лепка
Аппликация
методический кабинет
Формы организации рассматривания детских работ на занятиях по рисованию
Особенности анализа работы по изобразительной деятельности. Взаимосвязь анализа и планирования.
Анализ занятий
Общая оценка занятия, положительные стороны и недостатки, какие изменения целесообразно внести в методику данного занятия. Рисование.
Первая младшая группа. Характер рисования у детей от 2 до 3 лет.
Задачи обучения и воспитания.
Подведение к изображению.
Технические навыки.
Методы и приемы обучения рисованию разных отдельных предметов.
Вторая младшая группа. Задачи обучения.
Изображение предметов
Передача связного содержания
I квартал
II квартал
III квартал
IV квартал
Методы и приемы обучения рисованию
Передача замысла
Средняя группа
Программа воспитания и обучения
Изображение предметов.
Составление узоров.
Прохождение программы
Методы и приемы обучения рисованию.
Декоративное рисование
Сюжетное рисование
Технические навыки
Старшая группа.
Задачи. Прохождение программы.
Изображение предметов
Составление узоров.
Прохождение программы
Методы и приемы обучения рисованию отдельных предметов.
Методы и приемы обучения декоративному рисованию
Сюжетное рисование
Подготовительная к школе группа.
Методика обучения рисованию в подготовительной группе.
Рисование с натуры.
Обучение рисованию с натуры в подготовительной к школе группе
Декоративное рисование в разных возрастных группах. Задачи. Основные подходы к проблеме обучения.
Сюжетное рисование в подготовительной к школе группе. Задачи. Методика обучения.
Лепка. Материалы и оборудование для лепки. Подготовка глины.
Задачи и содержание обучения в разных возрастных группах.
Вторая младшая группа
Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная к школе группа
All Pages

 

Методика обучения рисованию в подготовительной группе.

 

 

Методы обучения, применяемые в подготовительной к школе группе, направлены на развитие самостоятельности и активности детей. Приступая к занятию, дети должны быть готовы не только смотреть, что им показывают, и слушать, что говорят, но и отдавать себе отчет в том, что видят и что слышат. Воспитатель чаще задает вопросы, чем объясняет. Детей не только спрашивают, но и вызывают для объяснения на наглядном материале. Дети учатся отвечать и объяснять. Необходимость рисовать на виду у всех для показа и пояснения способа работы приучает действовать быстрее.

 

Изображение предметов

 

 По-новому организует воспитатель ана­лиз натуры, так как внимание детей обращают на индивидуальные характерные признаки. Передача признаков требует повторного восприятия и в процессе выполнения изображения. Дети не сразу могут отрываться от незаконченного изображения, вновь смотреть на натуру, а затем возвращаться к последующему изображе­нию. Вот почему образ предмета после его анализа должен быть сформирован достаточно хорошо, чтобы дети могли выполнять изображение по памяти, лишь в отдельных случаях погляды­вая на него.

 При подборе моделей для рисования воспитатель обращает вни­мание не только на доступность изображения, но и на художествен­ность самого образа. Например, детям дают для рисования с натуры игрушку — сказочного коня сивку-бурку: крутой изгиб шеи, плав­ная линия головы. Игрушка так создана, что запоминается. Дети изображают коня простым карандашом, передают особенности его силуэта. Форма не дробится на части — она изображается плавной слитной линией. От этого рисунок приобретает красоту, выразитель­ность.

 В другом случае воспитатель дает совершенно по-иному решен­ный образ веселого клоуна. Этояркая декоративная по цвету игруш­ка, обобщенная по форме, условная. Игрушка четко воспринимает­ся по частям: круглая головка, туловище ввиде двух конусов, сло­женных вместе основаниями, круглая плоская подставка. Дети легко воспринимают игрушку и передают ее цветной гуашью на сером фоне. Рисунок получается декоративно-ярким, веселым.

 Основная задача при изображении предметов окружающего и при рисовании с натуры — укреплять зрительную память. Этому помо­гают рассматривание предмета, обрисовывающий жест, проговаривание переносимого в изображение, яркие, эмоциональные характе­ристики предмета.

 Когда ребенок рисует и не может зрительно представить себе какую-либо часть или деталь, он называет ее или определяет ее свойство.

 Развивают зрительную память и наблюдения вне занятий. Для этого воспитатель отбирает предметы, отличающиеся определенными признаками, и на них сосредоточивает внимание детей. И опять слово выступает в роли связующего звена.

  

Декоративное рисование

 

 Особенность декоративного рисования в этой возрастной группе: образцами служат произведения де­коративного искусства, которые дети учатся анализировать. Воспи­татель облегчает задание наводящими вопросами, определения­ми, обогащая словарь детей названиями элементов узора, конкрет­ных сочетаний цветов.

 Произведения декоративного искусства — образцы для занятий рисованием — воспитатель подбирает в последовательности усложне­ния и по различным стилям орнамента: хохломская роспись, узоры Дымковской игрушки, украшения, выполненные современными ху­дожниками по ткани, керамике, на коврах и пр.

 Таким образом, значение приобретают систематическое и после­довательное знакомство с произведениями искусства и постановка перед детьми цели работы — для ковра, платка, поздравительного билета и пр. Одни работы как бы эскизы вещей, другие — украшают сами вещи.

 При выполнении коллективных рисунков воспитатель работает со всей группой и с подгруппами. Атмосфера в группе должна быть творческой, т. е. дети могут советоваться друг с другом, догова­риваться, помогать, вставать с места, но все тихо, спокойно, чтобы не нарушать общего порядка.

 Воспитатель обращает внимание детей на последовательность выполнения коллективной композиции. Например, предлагает им как «художникам» придумать узоры для ковров. Дети договариваются между собой и приступают к работе небольшими группами. В каждой группе — один ведущий. Он в процессе работы следит за тем, как рисуют остальные. Такая творческая работа увлекает детей, спо­собствует проявлению инициативы, самостоятельности.

 Воспитатель, используя умение детей составлять различную цветовую гамму, предлагает им творческое задание, например на тему «Нарисуй своей любимой кукле летнее платье». Суть за­дания: ребенок самостоятельно продумывает, какое сочетание цве­тов в узоре можно применить для летней ткани. Он сам выбирает фон (из тех цветных фонов, что подобрал воспитатель вместе с детьми). Чтобы получить более разнообразные оттенки тканей, вос­питатель иногда предлагает детям тонированную бумагу. Путем сме­шения и разбеливания дети подбирают ту цветовую гамму для узора, которая им больше нравится (контрастная или нежная, пастель­ная).

 Аналогичные задания воспитатель может предложить детям пе­ред Новым годом, 8 мартаи т. д. Так, для новогоднего платья, лыжного костюма дети должны придумать узоры на зимние моти­вы — снежинки, звездочки, елочки и т. д. Воспитатель помогает им подбирать фон для узора. Наиболее удачны в этом случае различные оттенки голубого и синего. К слову, яркие цвета, характерные для летнего периода времени (красный, оранжевый, желтый, мали­новый), подойдут и для узора к лыжному костюму.

 Очень важно, чтобы воспитатель и для занятий декоративным рисованием организовывал наблюдения окружающих предметов и явлений. Это значительно обогатит декоративное творчество. Надо подвести детей к пониманию того, что предмет, цветок, силуэты жи­вотного, птицы могут быть элементами узора. Все дело в том, для чего его создают. В декоративных работах чаще основное содержа­ние узора составляют цветы, листья, ягоды, веточки.

  

Сюжетное рисование.

 Рассматривание картин и рисунков худож­ников — один из способов обучения детей передавать сюжет, строить композицию рисунка. Рассматривание можно проводить как самостоятельное занятие, а затем — повторно в начале занятия рисо­ванием; цель анализа — раскрыть художественные средства картины. Однако в ходе работы, и это подчеркивает педагог, дети сами придумывают способы выражения содержания.

 Так, перед тем как предложить детям нарисовать солнечный зимний день, воспитатель проводит наблюдения на прогулке: обращает внимание на яркость, белизну снега («Он как бы сверкает на солнце»), на цвет голубого неба, на то, как на белом снегу яркими цветовыми пятнами выде­ляются фигурки лыжников. Здесь уместно заострить внимание: лыж­ник, что на переднем плане, выглядит значительно крупнее тех, кто катается далеко. После прогулки воспитатель может предложить детям рассмотреть репродукции, иллюстрации на эту тему.

 Рассматривание картинок имеет также познавательное значе­ние, поскольку дети иллюстрируют сказки о предметах, ранее им неизвестных.

 Желательно показать детям книги, иллюстрированные разными художниками. Так, иллюстрации Ю. Васнецова к книге «Три медве­дя» создают сказочный интерьер, где живут медведи: причудливой формы мебель, домашняя утварь (чашки, ложки). Каждый сказоч­ный персонаж Е. Рачев наделяет своим характером: хитрая, коварная лиса; ее противоположность — медведь — простодушный, добрый увалень.

 Познакомившись с творчеством художника, дети обычно с ин­тересом иллюстрируют сказки «Гуси-лебеди», «Иван-царевич и Се­рый волк», «Конек-горбунок» и др.

 В сюжетном рисовании воспитатель, используя наблюдения ок­ружающего, предлагает такие темы: «Наш родной город», «Моя ули­ца», «Дом, в котором я живу» и т. д. Основная задача — обратить внимание детей на дома, различные по величине, на их архитектурный облик. При изображении дети должныпередать характерные особенности зданий, которые можно легко узнать (например, высотные дома). Желательно, чтобы дети, рисуя улицу, передавали особен­ности времени года, погоду (день пасмурный, дождливый или яркий, солнечный).

  

Технические навыки.

  За 4 года пребывания в детском саду прочно усваиваются технические навыки. Однако, чтобы дети не утратили их, не приобрели привычку неверно держать карандаш (у самого конца, судорожно сжимая руку), воспитатель постоянно уделяет внимание технике пользования карандашом, кистью. Показ действий применяет очень редко, так программа почти не предусмат­ривает ознакомления с новыми приемами.

 Уточняются и обогащаются приемы работы акварелью. Вот по­чему дети выполняют упражнения для освоения показанного приема или усовершенствования уже известного.

 При обсуждении работ — до или после занятия, при показах,— дети учатся оценивать технические качества. Новые знания, но­вые правила дети отрабатывают в процессе рисования, воспитатель лишь направляет их деятельность словом и контролирует знания. Дети приобретают свободу действия, уверенность и быстроту.

 Воспитатель, предоставляя детям как можно больше самостоя­тельности, вместе с тем формирует у них умения воспринимать уви­денное, действовать, создавать. Он готов прийти на помощь, но помогает в необходимых случаях.

 Для подготовки к обучению в школе у детей необходимо вос­питывать способность самостоятельно применять полученные знания и умения, стремление добиваться лучшего качества выполняемой работы и завершение ее, преодолевать трудности. Те знания и уме­ния, которые дети получают в детском саду, позволят им без особых, затруднений выполнять в школе задания по рисованию и ручному труду, осваивать письмо, выполнять графические и апплика­ционные работы для таблиц, стенгазет и пр.