Методика обучения рисованию в подготовительной группе.
Методы обучения, применяемые в подготовительной к школе группе, направлены на развитие самостоятельности и активности детей. Приступая к занятию, дети должны быть готовы не только смотреть, что им показывают, и слушать, что говорят, но и отдавать себе отчет в том, что видят и что слышат. Воспитатель чаще задает вопросы, чем объясняет. Детей не только спрашивают, но и вызывают для объяснения на наглядном материале. Дети учатся отвечать и объяснять. Необходимость рисовать на виду у всех для показа и пояснения способа работы приучает действовать быстрее.
Изображение предметов
По-новому организует воспитатель анализ натуры, так как внимание детей обращают на индивидуальные характерные признаки. Передача признаков требует повторного восприятия и в процессе выполнения изображения. Дети не сразу могут отрываться от незаконченного изображения, вновь смотреть на натуру, а затем возвращаться к последующему изображению. Вот почему образ предмета после его анализа должен быть сформирован достаточно хорошо, чтобы дети могли выполнять изображение по памяти, лишь в отдельных случаях поглядывая на него.
При подборе моделей для рисования воспитатель обращает внимание не только на доступность изображения, но и на художественность самого образа. Например, детям дают для рисования с натуры игрушку — сказочного коня сивку-бурку: крутой изгиб шеи, плавная линия головы. Игрушка так создана, что запоминается. Дети изображают коня простым карандашом, передают особенности его силуэта. Форма не дробится на части — она изображается плавной слитной линией. От этого рисунок приобретает красоту, выразительность.
В другом случае воспитатель дает совершенно по-иному решенный образ веселого клоуна. Этояркая декоративная по цвету игрушка, обобщенная по форме, условная. Игрушка четко воспринимается по частям: круглая головка, туловище ввиде двух конусов, сложенных вместе основаниями, круглая плоская подставка. Дети легко воспринимают игрушку и передают ее цветной гуашью на сером фоне. Рисунок получается декоративно-ярким, веселым.
Основная задача при изображении предметов окружающего и при рисовании с натуры — укреплять зрительную память. Этому помогают рассматривание предмета, обрисовывающий жест, проговаривание переносимого в изображение, яркие, эмоциональные характеристики предмета.
Когда ребенок рисует и не может зрительно представить себе какую-либо часть или деталь, он называет ее или определяет ее свойство.
Развивают зрительную память и наблюдения вне занятий. Для этого воспитатель отбирает предметы, отличающиеся определенными признаками, и на них сосредоточивает внимание детей. И опять слово выступает в роли связующего звена.
Декоративное рисование
Особенность декоративного рисования в этой возрастной группе: образцами служат произведения декоративного искусства, которые дети учатся анализировать. Воспитатель облегчает задание наводящими вопросами, определениями, обогащая словарь детей названиями элементов узора, конкретных сочетаний цветов.
Произведения декоративного искусства — образцы для занятий рисованием — воспитатель подбирает в последовательности усложнения и по различным стилям орнамента: хохломская роспись, узоры Дымковской игрушки, украшения, выполненные современными художниками по ткани, керамике, на коврах и пр.
Таким образом, значение приобретают систематическое и последовательное знакомство с произведениями искусства и постановка перед детьми цели работы — для ковра, платка, поздравительного билета и пр. Одни работы как бы эскизы вещей, другие — украшают сами вещи.
При выполнении коллективных рисунков воспитатель работает со всей группой и с подгруппами. Атмосфера в группе должна быть творческой, т. е. дети могут советоваться друг с другом, договариваться, помогать, вставать с места, но все тихо, спокойно, чтобы не нарушать общего порядка.
Воспитатель обращает внимание детей на последовательность выполнения коллективной композиции. Например, предлагает им как «художникам» придумать узоры для ковров. Дети договариваются между собой и приступают к работе небольшими группами. В каждой группе — один ведущий. Он в процессе работы следит за тем, как рисуют остальные. Такая творческая работа увлекает детей, способствует проявлению инициативы, самостоятельности.
Воспитатель, используя умение детей составлять различную цветовую гамму, предлагает им творческое задание, например на тему «Нарисуй своей любимой кукле летнее платье». Суть задания: ребенок самостоятельно продумывает, какое сочетание цветов в узоре можно применить для летней ткани. Он сам выбирает фон (из тех цветных фонов, что подобрал воспитатель вместе с детьми). Чтобы получить более разнообразные оттенки тканей, воспитатель иногда предлагает детям тонированную бумагу. Путем смешения и разбеливания дети подбирают ту цветовую гамму для узора, которая им больше нравится (контрастная или нежная, пастельная).
Аналогичные задания воспитатель может предложить детям перед Новым годом, 8 мартаи т. д. Так, для новогоднего платья, лыжного костюма дети должны придумать узоры на зимние мотивы — снежинки, звездочки, елочки и т. д. Воспитатель помогает им подбирать фон для узора. Наиболее удачны в этом случае различные оттенки голубого и синего. К слову, яркие цвета, характерные для летнего периода времени (красный, оранжевый, желтый, малиновый), подойдут и для узора к лыжному костюму.
Очень важно, чтобы воспитатель и для занятий декоративным рисованием организовывал наблюдения окружающих предметов и явлений. Это значительно обогатит декоративное творчество. Надо подвести детей к пониманию того, что предмет, цветок, силуэты животного, птицы могут быть элементами узора. Все дело в том, для чего его создают. В декоративных работах чаще основное содержание узора составляют цветы, листья, ягоды, веточки.
Сюжетное рисование.
Рассматривание картин и рисунков художников — один из способов обучения детей передавать сюжет, строить композицию рисунка. Рассматривание можно проводить как самостоятельное занятие, а затем — повторно в начале занятия рисованием; цель анализа — раскрыть художественные средства картины. Однако в ходе работы, и это подчеркивает педагог, дети сами придумывают способы выражения содержания.
Так, перед тем как предложить детям нарисовать солнечный зимний день, воспитатель проводит наблюдения на прогулке: обращает внимание на яркость, белизну снега («Он как бы сверкает на солнце»), на цвет голубого неба, на то, как на белом снегу яркими цветовыми пятнами выделяются фигурки лыжников. Здесь уместно заострить внимание: лыжник, что на переднем плане, выглядит значительно крупнее тех, кто катается далеко. После прогулки воспитатель может предложить детям рассмотреть репродукции, иллюстрации на эту тему.
Рассматривание картинок имеет также познавательное значение, поскольку дети иллюстрируют сказки о предметах, ранее им неизвестных.
Желательно показать детям книги, иллюстрированные разными художниками. Так, иллюстрации Ю. Васнецова к книге «Три медведя» создают сказочный интерьер, где живут медведи: причудливой формы мебель, домашняя утварь (чашки, ложки). Каждый сказочный персонаж Е. Рачев наделяет своим характером: хитрая, коварная лиса; ее противоположность — медведь — простодушный, добрый увалень.
Познакомившись с творчеством художника, дети обычно с интересом иллюстрируют сказки «Гуси-лебеди», «Иван-царевич и Серый волк», «Конек-горбунок» и др.
В сюжетном рисовании воспитатель, используя наблюдения окружающего, предлагает такие темы: «Наш родной город», «Моя улица», «Дом, в котором я живу» и т. д. Основная задача — обратить внимание детей на дома, различные по величине, на их архитектурный облик. При изображении дети должныпередать характерные особенности зданий, которые можно легко узнать (например, высотные дома). Желательно, чтобы дети, рисуя улицу, передавали особенности времени года, погоду (день пасмурный, дождливый или яркий, солнечный).
Технические навыки.
За 4 года пребывания в детском саду прочно усваиваются технические навыки. Однако, чтобы дети не утратили их, не приобрели привычку неверно держать карандаш (у самого конца, судорожно сжимая руку), воспитатель постоянно уделяет внимание технике пользования карандашом, кистью. Показ действий применяет очень редко, так программа почти не предусматривает ознакомления с новыми приемами.
Уточняются и обогащаются приемы работы акварелью. Вот почему дети выполняют упражнения для освоения показанного приема или усовершенствования уже известного.
При обсуждении работ — до или после занятия, при показах,— дети учатся оценивать технические качества. Новые знания, новые правила дети отрабатывают в процессе рисования, воспитатель лишь направляет их деятельность словом и контролирует знания. Дети приобретают свободу действия, уверенность и быстроту.
Воспитатель, предоставляя детям как можно больше самостоятельности, вместе с тем формирует у них умения воспринимать увиденное, действовать, создавать. Он готов прийти на помощь, но помогает в необходимых случаях.
Для подготовки к обучению в школе у детей необходимо воспитывать способность самостоятельно применять полученные знания и умения, стремление добиваться лучшего качества выполняемой работы и завершение ее, преодолевать трудности. Те знания и умения, которые дети получают в детском саду, позволят им без особых, затруднений выполнять в школе задания по рисованию и ручному труду, осваивать письмо, выполнять графические и аппликационные работы для таблиц, стенгазет и пр.