Технические навыки.
Уже с первых занятий педагог приучает детей сидеть прямо, не наклоняясь над столом слишком сильно, рисовать правой рукой, левой придерживать лист бумаги.
Рисование карандашами, красками требует освоения определенных технических навыков.
Надо правильно держать карандаш: тремя пальцами, держать большим и средним, выше отточенного конца, придерживая сверху указательным, удерживать его в пальцах и правильно действовать им. Слишком сильное сжимание карандаша пальцами приводит к перенапряжению руки, скованности движений; слишком слабые пальцы не удерживают карандашу, и он постоянно выпадает.
А также правильно держать кисть: кисть – чуть выше железного наконечника; набирать краску на кисть, макая её ворсом в баночку.
Детей учат при рисовании краской обмакивать кисть в краску всем ворсом, снимать лишнюю каплю легким прикосновением к краю баночки или розетки с краской; промывать кисть после рисования и осушать, легко прижимая к салфетке.
Воспитанники должны рисовать только на бумаге; нельзя пачкать одежду, стол, руки, стучать карандашом; следует аккуратно пользоваться всеми материалами и после занятия убирать их на место.
ПРОХОЖДЕНИЕ ПРОГРАММЫ
В первой младшей группе программа по рисованию, лепке не планируется по кварталам: воспитатель ориентируется на большие отрезки времени — полугодия.
«Программа воспитания и обучения в детском саду» рекомендует проводить в неделю одно занятие рисованием и одно — лепкой. Однако не всегда можно придерживаться точного чередования: если требуется закрепить какие-то умения, в одну неделю проводятся два занятия по рисованию, а в другую — два занятия по лепке. Недельный разрыв слишком велик для малыша, и он забывает то, что получил на предыдущем занятии.
В первом полугодии дети учатся, координируя движения руки, целенаправленно рисовать линии в виде дуг; двигая карандашом по бумаге, получать линии спиралевидного характера.
В начале учебного года занятия изобразительной деятельностью проводятся не со всей группой одновременно, а по подгруппам. Занятия с подгруппами позволяют воспитателю уделить внимание каждому ребенку: поправить позу, добиться правильного использования материала, помочь, если что-то не удается. Это особенно важно на начальном этапе овладения рисованием.
Длительность занятий примерно 10 минут. Одни заканчивают раньше, другие — несколько позже. Детям, закончившим рисование, или тем, кто не хочет рисовать разрешается вставать из-за стола (строгой регламентации окончания занятий в этой группе детей еще нет).
Во второй половине года все дети занимаются охотно. Некоторые правила ими уже усвоены, и это облегчает воспитателю руководство всеми детьми одновременно. Разбивать их на подгруппы уже не обязательно.
Длительность занятия для каждого может быть различной, так как по-прежнему одни заканчивают работу раньше, другие — чуть позже (но не более 15 мин).
В первой младшей группе у детей воспитывают интерес к рисованию, желание испробовать свои силы в работе с тем или другим материалом, вырабатывают привычки определенного поведения на занятии и в обращении с материалами.
На первых занятиях лучше давать фломастеры или цветные карандаши. Малышам нужны мягкие карандаши черного, красного, синего и зеленого цветов. Из обычного набора в шесть цветных карандашей сначала целесообразны контрастные: красный и черный, затем — синий и зеленый. Желтый и коричневый карандаши пока лучше совсем не давать.
После трех-четырех занятий рисованием карандашами можно перейти к рисованию красками. Раньше этого делать не следует, так как у детей должен немного закрепиться навык рисования карандашами.
На первом же занятии педагог показывает, как осторожно обмакивают кисть всем ворсом в краску (кисти следует предварительно смочить в воде: иначе краска будет плохо набираться), как отжимают ворс кисти о край баночки с краской и только после этого рисуют.
Все приемы пользования краской показывают и напоминают неоднократно, и прежде всего тем детям, которые с трудом овладевают навыками рисования. Тем же, кто действует верно, напоминать не нужно, чтобы не лишать их самостоятельности, не приучать действовать лишь по указанию.
На первом занятии лучше дать всей группе краску одного цвета, чтобы не отвлекать внимание на цвет, а сосредоточить на способах работы кистью, на следующее занятие подобрать другую. Лишь когда дети немного освоят приемы рисования, можно расставить на столах разные краски. И хотя каждый будет рисовать краской одного цвета, рисунки получатся разнообразными. Затем и на один стол можно давать краски двух-трех цветов.
В этой возрастной группе дети способны выразить образное содержание простым приемом «примакивания» (прикладывание кисти ворсом к бумаге): «Листочки полетели с деревьев», «Зажжем в доме огни», «Пошел снежок», «Нарисуем яркие фонарики на елке» и т. п.
Во втором полугодии воспитатель подводит детей к простейшему изображению, намечая определенные дидактические задания: например, нарисовать ниточки к шарикам, которые он, воспитатель, нарисовал, или дорожки, по которым покатятся мячи, ступеньки для лестницы и пр.
концу года можно предложить замыкать линию в какую-либо форму, скажем, рисовать округлые формы, еще не имеющие характерного для них контура. Затем изобразить их большими и маленькими (передача контрастных величин уже доступна детям к этому времени).