Формы организации рассматривания детских работ на занятиях по рисованию
Анализ детских работ входит в методику проведения занятия как один из важнейших ее компонентов. Просмотр созданных детьми изображений имеет большое воспитательное и учебное значение. Для правильного анализа необходимо выставлять все работы на стенде для рисования и аппликации или на стенде для лепки.
Организация обсуждения может быть различной, но основная форма такова: оставаясь на своих местах, дети рассматривают работы, размещенные на стенде. Педагог спрашивает их мнения, сам дает оценку рисункам, лепке. Иногда с целью воспитания умения объективно оценивать свои работы он предлагает детям разместить в первом ряду стенда наиболее удачные, во втором — те, где допущены небольшие ошибки, и в третьем ряду — менее удачные.
Вылепленные фигурки устанавливают на специальной доске-стенде, разделенной на ячейки для каждого изделия. В этом случае дети рассматривают стенд, собравшись вокруг него. Если в группе имеются полочки с ячейками у доски для просмотра работ, то дети могут оставаться на своих местах за столом.
После занятия воспитанникам предоставляют возможность еще раз посмотреть работы, поговорить о них. Воспитатель же обращается к тем, кто не очень активен во время анализа, кто, по его мнению, нуждается в индивидуальном обсуждении рисунка, аппликации и пр.
Если занятие затягивается по времени, анализ можно провести после прогулки или во второй половине дня.
Как правило, после каждого занятия организуют выставку детских работ для родителей, которая действует до следующего занятия. Затем рисунки заменяются новыми. Оформление работ может быть различным, но эстетически продуманным.
В раздевальной выделяют место для стенда по лепке. Если его ставят на детские шкафчики, то он должен быть такой же ширины.
Рисунки, аппликационные работы можно выносить вместе с переносным стендом. Можно сделать небольшой стенд для 4—5 работ, на который выставляют наиболее интересные рисунки, аппликации. Остальные работы хранят в ящике (лучше из плексигласа или в деревянном, передняя часть которого из стекла). Размер ящика немногим больше альбомного листа, чтобы помещались работы одного-двух последних занятий.
Работы можно оформить на паспарту (лучше серого цвета) с указанием имени ребенка. Паспарту должен иметь большие поля, чтобы работа выглядела привлекательнее. Такая выставка может сохраняться довольно длительное время, оформляться на определенные темы.
В детских садах, где нет возможности организовывать выставки, детские рисунки, аппликации оформляют в альбоме. На каждого ребенка отводят лист бумаги, на который прикрепляют конверт такого размера, чтобы помещался рисунок. Указывается имя автора. После занятия воспитатель вынимает старую работу и вкладывает новую.
Детское рисование - это феномен детской активности. Необходимо, поэтому, при рассматривании и оценке детских работ:
а) обсуждать с ребенком, а не его самого (например: слабый, гениальный ребенок и т.д.)
б) оценивать нужно достижения ребенка относительно его личных возможностей и в сравнении с его же рисунками с учетом индивидуальных особенностей и динамики его развития, а не в сравнении с другими детьми.
в) необходимо точно определить цель, суть задачи, условия создания рисунка и в соответствии с этим обстоятельством оценивать работу (задана тема к выставке, подсказана извне или вызвана художественными побуждениями, использовал ли вспомогательный зрительный материал или работал по памяти, по воображению и т.д.)
г) выделять и оценивать его общее настроение, сюжет, композиционное решение (выбор размера рисунка, масштабные отношения, конфигурация форм, ритмичное и колористическое решение), свободное владение изобразительными средствами.
д) поддерживать, поощрять правомерно самостоятельность рисования, чуткость к природе изобразительных материалов и возможных инструментов, изобразительность в поиске приемов изображения, способов выражения образов и настроения.
е) важно определить и учитывать меру чужого влияния на рисунок, снижающего уровень творческого поиска. Нужно помнить, что такие виды рисования, как срисовывание с образца, калькирование с оригинала, закрашивание готовых контурных картинок не способствует творчеству и художественному развитию ребенка.
ж) в самой оценке должно быть явно доброе внимание, желание увидеть глубоко и полно все содержание рисунка. Оно должно быть обстоятельно аргументировано и иметь позитивный характер, чтобы даже при определение недостатков открыть ребенку возможность для их преодолений, исключая при этом прямую подсказку.
В оценке также может быть выражено напутствие к дальнейшему творчеству и формировании новых задач - тогда она будет интересна, полезна, желаема и принята с доверием.
Поэтому, рассматривание рисунков, начиная с младших групп, надо проводить очень умело. Важно, чтобы каждый ребенок в конце занятия порадовался, проявил положительные эмоции.
Можно обратить внимание всех детей на хорошо переданную форму, цвет (не называя авторов), на появление изображений, которые дети ранее не учились создавать.
Дети среднего возраста проявляют все больший интерес к работам сверстников. Важно поддерживать интерес к успехам товарищей и умение видеть эстетические достоинства работ, умение рассказывать о своей работе.
Начиная со старших групп, следует приучать детей к анализу своих работ и работ товарищей. Дети начинают понимать, что рисунок оценивается в зависимости от поставленных задач, и видеть положительные стороны рисунка и указать на ошибки.
Анализируя детские работы (пусть это будет ребенок или взрослый) надо помнить, что дети творят соответственно собственным потребностям, а не "напоказ".
В оценке работ должно поощряться искреннее, оригинальное творчество ребенка, а не послушное репродуктирование.
Любя рисование и доверяя взрослым, рисующий ребенок может оказаться жертвой чужой воли. Так нарушается творческие права ребенка, неверно ориентируется его художественная деятельность и наносится ущерб по целостному личностному развитию. Это необходимо помнить и понимать всем взрослым, соприкасающимся с творчеством детей.