В каждом детском саду создается методический кабинет, где подбирают необходимые материалы для занятий в разных возрастных группах, в частности для занятий по изобразительной деятельности.
Все материалы можно примерно распределить по трем разделам:
I. Инструктивно-методический материал, литература.
II. Наглядный материал, пособия.
III. Опыт работы.
Содержание раздела I: «Программа воспитания и обучения в детском саду», методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения», специальная литература по методике изобразительной деятельности. Кроме того, книги в помощь самодеятельному художнику, содержащие в доступной форме практические советы по рисунку, лепке, аппликации; искусствоведческая литература: о пейзаже, натюрморте, натуре и др., литература по декоративно-прикладному искусству, статьи из журналов.
На всю литературу составляется картотека. Каждая карточка указывает фамилию и инициалы автора, название работы, место и год издания, т. е. данные титульного листа. Если это статья из сборника, то записываются название статьи и сборник, если из журнала — указываются год, номер журнала, а также страницы.
Картотека составляется на все материалы, которые имеются в методическом кабинете; в зависимости от содержания материал систематизируют по видам деятельности, по отдельным вопросам, по возрастным группам и т. д. Например, можно выделить разделы по изобразительной деятельности, затем в разделе «Рисование» — рисование предметное, сюжетное, декоративное, ознакомление с произведениями искусства и т. д.
Содержание раздела II: наглядные пособия по методике изобразительной деятельности.
В каждом детском саду подбирается наглядный материал, который используют на занятиях по изобразительной деятельности или в свободное время для выставок и т. д. Таким образом, создается своеобразный фонд, в который входят репродукции картин художников, скажем, иллюстрации, отражающие времена года (по 3—4), натюрморты, иллюстрации художников-графиков: В. Лебедева, Е. Чарушина, Е. Рачева, Л. Токмакова, В. Сутеева, М. Скобелева, О. Зотова, А. Пахомова, Ю. Васнецова — на темы, которые могут найти отражение в рисунке, лепке, аппликации детей.
Хорошо иметь иллюстрации, рисунки, выполненные в разной манере, чтобы по возможности показать детям выразительные средства, используемые художниками. Подбираются открытки, диапозитивы и др.
Иллюстративный материал лучше оформлять на паспарту.
В методическом кабинете подбирают также предметы, игрушки, муляжи, скульптуру малых форм, народные игрушки, керамическую посуду. Их используют в качестве натуры в старших группах или рассматривают в начале занятия в младших группах.
Ежегодно все предметы, игрушки пересматривают, заменяют более выразительными, современными, чтобы успешнее выполнять программу по изобразительной деятельности.
В методическом кабинете хранят и такие материалы, которые требуются нечасто, например несколько комплектов цветных восковых мелков, сангина, пастель и пр. Должны быть также и запасные комплекты кистей, красок, карандашей и др.
Содержание раздела III: опыт работы по изобразительной деятельности детского сада. Это конспекты открытых занятий, к которым приложены детские работы, фотографии, консультации, доклады на педагогических совещаниях, родительских собраниях, проводившихся в детском саду в соответствии с задачами годового плана.