Изображение предметов.
Воспитатель развивает у детей 4 лет представление о том, что каждый предмет имеет форму, что предметы различаются по этому признаку и их можно объединить по сходству формы, вырабатывает умения вычленять из предмета части, в первую очередь самые крупные, и определять их форму.
Он учит детей узнавать и различать геометрические фигуры: круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, что помогает им определять и обобщать форму предмета, улавливать в ней сходство с простой геометрической фигурой, позволяет более точно передавать форму предмета и его частей, в особенности при изображении растений и живых существ, различие между разными прямоугольными предметами (дом, тележка, вагон, скамейка, ворота и пр.).
Воспитатель вырабатывает у детей умение передавать строение предмета, расположение его основных частей, их относительную величину и форму. Так, дошкольники узнают, что у машины кабина выше кузова, у цыпленка голова меньше туловища. Воспитатель приучает создавать изображение предмета по частям: сначала самые крупные детали, затем более мелкие и некоторые характерные. Обучая передавать строение, обращает внимание на симметричность фигуры.
Воспитатель учит детей передавать основной цвет предмета. В тех случаях, когда ребята рассматривают предмет, они замечают и называют его цвет, затем изображают его в рисунке или аппликации. Примечательно: они сами находят карандаш или кусок бумаги требуемого цвета; цвет предмета передают обобщенно, без оттенков. Но постепенно дети приобретают представление о том, что некоторые предметы имеют определенные цвета (трава, листья, ягоды и т. д.), а те предметы, которые не имеют постоянной окраски, можно изобразить любым цветом.
Воспитатель учит детей называть, различать и узнавать шесть цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый — и три нейтральных: черный, серый, белый. Он формирует у них потребность выбирать цвет для рисования по своему желанию или согласно окраске, присущей предмету, а не брать случайно попавшийся карандаш.