III квартал
В III квартале начинается обучение новому формообразующему движению, направленному на передачу в рисунке предметов прямоугольной формы.
Изображение предметов прямоугольной формы дети осваивают параллельно с повторением знакомых предметов округлой формы. Трудность рисования предмета прямоугольной формы — в том, что своевременно следует изменить направление движения руки: начертить линию под углом.
Вначале дети обычно рисуют линию в другом направлении, округляя углы. Чтобы помочь им, педагог применяет прием отдельного рисования каждой линии: сперва дает лист бумаги с нарисованной на нем горизонтальной линией. На этой линии ребята рисуют стоящие в ряд кирпичики, т. е. проводят линии сверху вниз до горизонтальной и соединяют их вверху: получается прямоугольник-кирпичик.
Позже ребята научатся проводить линию опоры, например линию земли, на которой рисуют домик: одна линия — стена, другая линия — вторая стена, а вверху — соединяющая их.
Но, чтобы дети осваивали правильное формообразующее движение при рисовании прямоугольных форм, педагог учит их проводить линии с остановкой и поворотом руки на углах.
Этому помогает слово воспитателя, сопровождающее движение руки ребенка (например, «остановились» или «уголок»). Так малыши учатся рисовать флажки на палочках. Полотнище флажка рисуют неотрывным движением: верхняя линия слева направо, боковая — сверху вниз, нижняя — справа налево, левая боковая — снизу вверх (можно и в другой последовательности, но обязательно неотрывно). Затем отдельно рисуется палочка сверху вниз.
Изображение в рисунке ребенок часто связывает с сюжетно- игровым замыслом. Он может повторить несколько раз флажок («Это будет праздник»)
Помимо обучающих занятий дети осваивают определенные умения в изображении предметов различных форм карандашами, красками и в часы самостоятельной деятельности, используя свои индивидуальные возможности, опираясь на тот опыт, который приобрели на учебных занятиях.