Технические навыки
Первоначальное освоение всякого технического навыка требует наглядного показа способа действия. Это делает прежде всего сам воспитатель, затем предлагает повторить показ кому-нибудь из детей. Показ способа действия воспитатель обязательно сопровождает пояснением. В средней группе, как и в младших, прежде всего называет те движения и действия, которые показывает. Более сложное действие, включающее несколько простых, расчленяется на эти простые, и каждое показывается и называется.
Например, показывая приемы рисования треугольной формы (при изображении крыши домика), воспитатель говорит: «Сначала ставлю карандаш вот так (обозначает точку, из которой пойдут две наклонные линии). Теперь провожу линию в одну сторону, затем — в другую так, чтобы они были одинаковой длины. А теперь внизу их соединяю вот так (рисует горизонтальную линию). Получилась треугольная крыша, как у скворечника (теремка, избушки, домика куклы, собачки и т. д.)».
Показ и объяснение воспитатель может повторить, обратив внимание детей на последовательность действий, а такие слова, как вначале, потом, затем, после этого, помогают им запомнить все действия в определенном порядке.
Целесообразно для повторного показа приглашать к мольберту детей. Этот прием не только воспитывает у них инициативу и самостоятельность, но и учит ориентироваться в новых условиях (рисовать на наклонной плоскости; хорошо, уверенно действовать карандашом, кистью).
На занятии, когда осваиваются технические навыки, уточняется форма каждого предмета, подчеркивается различие. Скажем, рисуя красками фрукты — апельсин, лимон, дети сперва рассматривают образцы (до занятия можно их даже подержать в руках, потрогать).
В дальнейшем воспитатель предоставляет детям больше самостоятельности. Педагог только поправляет, дополняет пропущенное, следит за правильной последовательностью действий. Навык можно считать освоенным, если дети самостоятельно без напоминания применяют его и действуют при этом свободно.
Воспитатель умело использует различные приемы, методы обучения и помнит, что опора на имеющийся опыт ребенка, его индивидуальные особенности способствует развитию творчества.
Рассматривание рисунков
Четырехлетние дети проявляют все больший интерес к рисункам сверстников. Важно вызывать у них положительную эмоциональную реакцию на полученные результаты, учить радоваться общим успехам, поддерживать интерес к работам товарищей и желание самостоятельно их рассматривать и оценивать. Дети могут рассказать о своей работе, объяснить, почему им понравилась работа товарища. Кроме общегруппового рассматривания рисунков после занятия, воспитатель в свободное время заводит с детьми разговор около стендов с работами, спрашивает, кому что нравится, высказывает свое мнение и поясняет, почему ему нравится тот или иной узор, изображение, развивая у детей умение, оценивать рисунки но эстетическим достоинствам.