Вторая младшая группа
Особенности пластической формы, создаваемой детьми
Дети второй младшей группы более подготовлены к занятиям по лепке. Некоторые из них знакомы с материалом, знают, что из глины можно лепить, владеют простейшими способами получения цилиндра, шара, диска. Выполненные фигурки теперь вызывают у детей чувство радости и удовлетворения. Однако у них отсутствует четкая связь между движениями руки и формой, нет устойчивости в замысле, недостаточно закреплены гигиенические правила. В связи с этим во второй младшей группе в основном закрепляются освоенные изобразительные умения и навыки.
Задачи обучения и прохождение программы
Задачи обучения лепке во второй младшей группе четко распределены по кварталам и решаются на занятиях по заданию и по замыслу детей.
I квартал
Для осуществления указанных задач воспитатель проводит ряд занятий-упражнений, цель которых — обучить детей изображать простые предметы (столбики, палочки, карандаши). При этом дети учатся согласованно работать обеими руками, соразмерять нажим ладоней на ком глины.
Следующий этап — это изменение знакомого предмета для получения другого: например, свернуть палочки в колечки, баранки, бублики.
Лепка кольца требует зрительного контроля. Для того чтобы форма получилась округлой, ребенку нужно соединить два конца столбика и плотно прижать их один к другому. От знакомых действий ладонями дети переходят к работе пальцами — это важный момент как для создания данного предмета, так и для всей последующей работы по лепке (только пальцами создается живая, интересная форма).
Одновременно с умениями изобразительного характера воспитатель учит детей правилам работы с глиной: не пачкать стол и одежду, лепить на доске, засучивать рукава перед лепкой, по окончании мыть руки.
После того как дети освоят лепку столбика и кольца, дети учатся лепить предметы округлой формы, т. е. скатывать ком глины между ладонями круговыми движениями. Тут понадобятся координация движений обеих рук, зрительный контроль за этими движениями, чтобы ком глины принял округлую форму (а не овальную или расплющенную). Упражняясь, дети лепят шары, мячи, яблоки, апельсины, вишни.
II квартал
В этом квартале дети вначале учатся изображать дискообразные предметы приемом расплющивания шарообразной формы между ладонями. Изображением диска дети овладевают быстро, а разная тематика дает возможность закрепить это умение. Дети могут изобразить лепешку, печенье, пряник и украсить их, углубляя поверхность пальцем или специально приготовленными палочками — печатками, которые в сечении могут иметь разную форму: круг, квадрат.
Помимо плоскостного украшения дети могут делать и объемные. Так, можно приготовить торт для кукол: шарики побольше располагаются посредине, а маленькие— по краю. Украшение из столбиков дети размещают на поверхности торта лучами, расходящимися от центра к краям, или в виде сетки.
Украшение торта
Так закрепляется техника лепки, дети учатся создавать образ предмета по собственному замыслу.
III квартал
Детей учат лепить предметы, состоящие из нескольких частей: самолет, снеговик, башенка из шариков, кольцо или диск, мишка-неваляшка, кукла-неваляшка, зайка-неваляшка, птичка (по освоении шара, цилиндра — палочки, столбика, диска — лепешечки). Однако в этой возрастной группе еще трудно создавать предметы из большого количества частей, размещать их в конструктивном порядке. Поэтому по заданию воспитателя они лепят снеговика только из двух шаров: большого и маленького, а самолет — из трех валиков глины.
Лепка любого предмета - это создание образа, обладающего определенной выразительностью. Задача эта решается передачей формы, пропорций, дополнительных деталей и фактуры. Поэтому уже с младшей группы детей учат применять выразительные средства. Речь идет не только о форме и пропорциях, но и о подрисовке глаз, носа, рта у кукол-неваляшек, мишек, зайцев (
Куклы-неваляшки
Постепенно в процессе лепки включаются в работу пальцы. Теперь педагог может предложить детям вылепить пряник, пирожное с украшениями, выполненными путем защипывания краев.
IV квартал
В летнее время закрепляют умения, полученные в течение предыдущих трех кварталов. Дети могут лепить вишни (глиняные шарики, скрепленные сосновыми иглами), ягоды, грибы, некоторые овощи, фрукты. Обучение лепке педагог строит так, чтобы к моменту перехода в среднюю группу дети владели необходимой техникой и умениями для создания выразительного образа.