Передача связного содержания
Передача сюжета носит особый игровой характер: изображая отдельные предметы, дети включают их в игровую ситуацию, действуя ими как с живыми. Не владея еще полностью изобразительными средствами, малыши выражают сюжет в основном в слове, движении. Рисуя, например, машину, могут сказать: «Она поехала».
В процессе занятия дети успевают изобразить несколько одинаковых предметов. Повторение изображения одного предмета полезно, так как способствует закреплению навыков рисования, формообразующих движений. Вместе с этим изображенные предметы можно объединить в простой сюжет («В лесу растут елочки», «Шарики полетели высоко», «Расцвели желтые одуванчики» и т. п.). Развивая сюжетно-игровой замысел, педагог должен видеть в неполном еще изображении живой образ, который привлекает ребенка. Дополнениями, разъяснениями он обогащает образ.
Технические навыки
Воспитатель учит детей правильно сидеть на занятиях рисованием: прямо, несильно наклоняясь, не опираясь грудью о край стола, положив руки до локтя на стол.
Учит правильно держать карандаш и кисть.
Карандаш и кисть дети держат в правой руке между большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным, не сжимая сильно пальцы, не держа слишком близко к отточенному концу. При рисовании не нажимают сильно на бумагу. Левой рукой придерживают лист бумаги: иначе он будет вертеться. Кисть держат за середину палочки, аккуратно набирая на нее краску, обмакивая всем ворсом и снимая лишнюю краску о край баночки. Рисуя линии, кисть ведут по ворсу.
Обучая детей работе с карандашом, воспитатель показывает прием рисования прямых линий: когда проводят вертикальную прямую, рука с карандашом опирается на стол ребром ладони (движение сбоку от проводимой линии сверху вниз); наклоненный к бумаге карандаш перпендикулярен проводимой линии.
При рисовании горизонтальных линий положение руки иное: рука с карандашом внизу листа бумаги, движется в направлении проводимой линии (слева направо); при этом видно все пространство движения, что облегчает пристальный зрительный контроль; рука твердо опирается на стол. Лист бумаги лежит не у самого края стола, а повыше: иначе локоть повисает, и рука движется неуверенно, линия получается дрожащей, искривляется.
При рисовании (и карандашами и красками) педагог добивается от детей слитного непрерывного движения руки: иначе линии получатся неровными, неуверенными, а форма — неточной.
ПРОХОЖДЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа по рисованию, лепке, аппликации дает четкое распределение материала в течение года. Деление ее по кварталам помогает воспитателю последовательно решать учебно-воспитательные задачи.