Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Методика развития детского изобразительного творчества часть 1 - Старшая группа

Cмотрите так же...
Методика развития детского изобразительного творчества часть 1
Умственное воспитание.
Сенсорное воспитание.
Нравственное воспитание.
Трудовое воспитание.
Эстетическое воспитание.
Развитие художественного творчества.
Классификация и характеристика методов обучения детей изобразительной деятельности.
Практические методы
Словесные приемы обучения
Классификация и характеристика занятий по изобразительной деятельности.
Изучение нового программного материала
Повторение пройденного материала
Наглядные методы и приемы на разных этапах обучения детей изобразительной деятельности.
Рассматривание.
Жест
Анализ детских работ можно вести в различных планах.
Значение игровых приемов в обучении дошкольников изобразительной деятельности.
Организация и методика проведения занятий по изобразительной деятельности.
Организация занятий в разновозрастной группе
Подготовка к занятиям и проведение занятий
Рекомендации к проведению занятий по изобразительной деятельности
Лепка
Аппликация
методический кабинет
Формы организации рассматривания детских работ на занятиях по рисованию
Особенности анализа работы по изобразительной деятельности. Взаимосвязь анализа и планирования.
Анализ занятий
Общая оценка занятия, положительные стороны и недостатки, какие изменения целесообразно внести в методику данного занятия. Рисование.
Первая младшая группа. Характер рисования у детей от 2 до 3 лет.
Задачи обучения и воспитания.
Подведение к изображению.
Технические навыки.
Методы и приемы обучения рисованию разных отдельных предметов.
Вторая младшая группа. Задачи обучения.
Изображение предметов
Передача связного содержания
I квартал
II квартал
III квартал
IV квартал
Методы и приемы обучения рисованию
Передача замысла
Средняя группа
Программа воспитания и обучения
Изображение предметов.
Составление узоров.
Прохождение программы
Методы и приемы обучения рисованию.
Декоративное рисование
Сюжетное рисование
Технические навыки
Старшая группа.
Задачи. Прохождение программы.
Изображение предметов
Составление узоров.
Прохождение программы
Методы и приемы обучения рисованию отдельных предметов.
Методы и приемы обучения декоративному рисованию
Сюжетное рисование
Подготовительная к школе группа.
Методика обучения рисованию в подготовительной группе.
Рисование с натуры.
Обучение рисованию с натуры в подготовительной к школе группе
Декоративное рисование в разных возрастных группах. Задачи. Основные подходы к проблеме обучения.
Сюжетное рисование в подготовительной к школе группе. Задачи. Методика обучения.
Лепка. Материалы и оборудование для лепки. Подготовка глины.
Задачи и содержание обучения в разных возрастных группах.
Вторая младшая группа
Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная к школе группа
All Pages

 

Старшая группа

 

Особенности пластической формы, создаваемой детьми

К шестому году жизни дети накопили известный опыт лепки, их изделия разнообразнее не только по содержанию, но и по способу изображения.

В этот возрастной период начинается процесс окостенения кис­ти руки, крепнут мелкие и крупные мышцы рук. Благодаря этому появляется возможность для более точных и сложных действий с глиной. Происходят перемены и в психике: более устойчиво вни­мание, улучшилась память. Дети уже умеют представлять себе пред­мет, а потом лепить. Движения во время лепки более точны, так как повысился зрительный контроль за действиями пальцев.

Вместе с тем дети старшей группы, создавая предмет, мало работа­ют над уточнением формы. Объяснить это можно тем, что им важны наличие частей предмета и чисто внешние признаки его формы: круг­лая голова, цилиндрические ноги и т. д. Углубления, которые ос­таются при оттягивании мелких деталей на поверхности отдельных частей, не исправляются, т. е. нет стремления к тщательности изображения. В оставшееся от занятия время лепятся другие пред­меты, скажем, если изображается собачка, лепится миска.

На основе сформированных зрительных образов дети старшей группы чаще, чем в средней, лепят предметы в динамике, но дейст­вие, как правило, заранее не продумывается. Изображение предмета чисто механическое. Например, лепится собака и случайно сильно расставляются лапы. Это напоминает бегущую собаку. Поэтому  ребенок еще сильнее расставляет лапы и на вопрос воспитателя, что делает его собака, отвечает: «Она бежит за хозяином».

 

Задачи обучения

Обучение лепке в старшей группе направлено на выявление основного характера формы, пропорций, строения предмета, наибо­лее характерных деталей, передачу движения. Так, изображая любо­го зверя, дети должны вылепить характерную форму туловища в обобщенном виде, круглую голову с немного оттянутой мордой, уши, форма которых зависит от характера образа, ноги в виде столби­ков, вылепить или наметить стекой глаза и рот.

В старшей группе продолжается работа по декоративной лепке. Дети лепят посуду, украшают ее, лепят декоративные пластинки и украшения. Умения, полученные на занятиях декоративной лепкой, дети могут переносить на предметы недекоративного характера.

Для росписи изделий пользуются ангобом. (Ангоб — тончайший слой глиняной массы, наносимой на поверхность изделия из простой крас­ной глины или искусственно окрашенной глины в процессе ее изго­товления. Обычно применяется ангоб белого цвета, цветной ангоб может использоваться для росписи изделия взамен красящих матери­алов.)

Воспитанники старшей группы могут работать над сюжетом из нескольких предметов.

Повышаются требования к техническим умениям: вводится плас­тический способ - лепка из целого куска, уделяется внимание об­работке поверхности посуды.

Обучение способам и средствам лепки идет постепенно и должно привести к более точному изображению формы, которую обрабатывают разными стеками.

 

Прохождение программы

I квартал

В начале года дети лепят наиболее простые и знакомые для них предметы, учатся передавать характерные детали движением всей руки и главным образом пальцев, учатся изображать предметы из отдельных частей, из целого куска путем вытягивания частей из общей массы, лепят фрукты и овощи.

Чтобы дети научились пе­редавать характер формы, они лепят не один, а два или три пред­мета с ярко выраженной формой, например морковь и свеклу, форма которых хорошо им знакома. Поэтому все внимание направляется на изображение характерных деталей и особенностей. Общую форму предметов дети лепят обеими руками, всей кистью руки, а характер­ные особенности и детали — пальцами.

В I квартале дети лепят фигуру человека и животных (по частям и из целого куска).

Лепка из целого куска — это работа по народной игрушке (петушок, уточка-свистулька и кукла). Во время изображения уточняются форма и пропорции.

clip_image020

. Лепка по дымковской игрушке

Таким образом, в I квартале дети старшей группы закрепляют умения, полученные в предшествующих группах, а также новые, которые открывают возможности для интересной и содержательной лепки.

II квартал

Начиная с декабря во II квартале воспитатель учит детей пе­редавать признаки предметов: длинный — короткий, толстый — тон­кий, устанавливать фигурку в вертикальном положении, соблюдать относительную величину частей, плотно скреплять части вылеплен­ной фигурки, прижимая их одну к другой и сглаживая места скреп­лений.

Закрепляя умения, полученные в I квартале, а также осваи­вая новые способы, дети учатся лепить Деда Мороза, Снегурочку по типу дымковской куклы. Одновременно уточняются пропорции этих предметов, закрепляются умения плотно скреплять части, ус­танавливать фигурку на широком основании, украшать углубленным или высоким рельефом одежду.

Следующий этапобучение лепке фигурки на ногах — намного труднее, чем установка скульптуры на широком основании.

Дети могут изображать девочку или мальчика в зимней одеж­де, причем туловище и голову лепят из целого куска, а руки и но­ги— отдельно, плотно примазывая их к туловищу. (Об­ращается внимание ребят: ноги нужно лепить толстыми и плотными.)

clip_image022

Девочка в зимней одежде

Во II квартале детей учат лепить животных из одного куска (туловище и голова или туловище и ноги), что делает фигурку более прочной и устойчивой. Этот способ пригоден для изображения почти всех животных (кошка, собака, козлик, заяц и др.), но не исключает возможности лепить все части отдельно, соединяя их по окончании.

 

clip_image024

Лепка козлика из целого куска глины

От детей старшей группы можно требовать уточнения формы и пропорций (голова с вытянутой мордой). Кроме того, продолжает­ся работа над передачей движения.

 

clip_image026

Кошка и собака в движении

Мелкие детали дети создают путем налепа на основную форму или оттягивания от основной массы. Так, если изображается петух, бородка оттягивается, а гребешок, перья хвоста и крыльев лепятся отдельно и прикрепляются к основе.

Программа II квартала предусматривает и лепку посуды из це­лого куска по мотивам керамических народных изделий (ручки ле­пятся отдельно, затем плотно прикрепляются путем примазывания к основе).

Желательно вылепленную посуду декоративно оформить. Для этого детей учат тщательно сглаживать поверхность сосуда смочен­ным в воде пальцем или мокрой тряпочкой.

Детям можно предлагать изображение декоративных пластинок для украшения стен. Они могут лепить бусы, блюда и подносы.

III квартал

В III квартале расширяются знания детей об окружающем, совер­шенствуются умения в лепке, уточняется форма, становится вырази­тельнее изображение, фигурки приобретают большую динамичность.

Дети учатся устанавливать фигурки на подставках. Темами лепки могут быть фигуры человека и животного в движении: тандующий петрушка, медведи из сказки «Два жадных медвежонка», сценки из сказки «Колобок».

При лепке посуды (кружка, чашка, стакан для карандашей и кисточек) используется новый способ — ленточный, когда дно-диск соединяется с лентообразной стенкой — расплющенная глиняная па­лочка.

 

clip_image028

Лепка кружки ленточным способом

 

IV квартал

Летом дети повторяют пройденное, применяют знакомые способы лепки, делают предметы и скульптуры, которые можно использовать для игр. Так, они создают птичий двор (петух, куры, утки, цып­лята, утята). Дети лепят декоративные пластины, посуду, челове­ка и животных по мотивам народных игрушек, передают простые сюжеты.

Занятия лепкой проходят как по заданию воспитателя, так и по замыслу детей после предварительных наблюдений или с натуры.