Подготовительная к школе группа.
Перед воспитателем подготовительной к школе группы стоят следующие задачи:
- развивать способность детей к эстетическому восприятию окружающего мира, наблюдательность, внимание, тельную память, образное мышление;
- прививать желание рисовать;
- учить детей рисовать по памяти, воображению, на данную тему, с натуры;
- учить продумывать и планировать работу заранее;
- знакомить с богатством постов и форм окружающего мира, с произведениями изобразительного искусства, образцами народного творчества;
- учить правильно размещать изображение на листе бумаги, знакомить с понятием «перспектива»;
- учить передавать цвет и его оттенки, составлять производные цвета, использовать их, различать, называть цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый);
- на свой вкус подбирать цветовые сочетания с использованием нейтральных: белый, серый, черный;
- учить добиваться нужных оттенков смешиванием красок;
- учить находить, определять и передавать в рисунке отличие и сходство форм разных предметов, определять и передавать пространственное расположение моделей и их частей относительно друг друга без передачи перспективного сокращения;
- учить самостоятельно подбирать нужный для работы материал: бумагу (соответствующего формата и цвета), краски (гуашь, акварель), карандаши (графитные и цветные), кисти разных размеров;
- совершенствовать умение рисовать карандашом контуры предмета, закрашивать рисунок карандашом или краской, изменяя при этом направление штрихов или мазков в соответствии с формой модели;
- привлекать детей к выполнению коллективных работ; учить рисовать фигуру человека (в профиль, анфас, в статичном положении и движении), птиц и животных (статично и в движении), разные виды транспорта;
- учить отображать события окружающей жизни, а также иллюстрации к литературным произведениям.
Дети седьмого года жизни значительно отличаются от пятилетних. Дело в том, что все ранее воспитанные качества личности и способности получают наиболее полное развитие в этот возрастной период. В последней группе детского сада подготовка к школьному обучению занимает ведущее место, и важность этого факта осознают сами дети. Вот почему воспитатель прежде всего развивает способность наблюдать, чтобы дети могли самостоятельно рассматривать предметы. Главное в этом процессе — опора на приобретенный ими опыт.
Воспитатель совершенствует у детей умение анализировать те свойства предметов и явлений окружающей действительности, которые затем находят отражение в рисунках; учит вычленять характерные свойства, чтобы можно было охватить предмет или явление в целом. Так, обращая внимание детей на особенности весны, выделяет яркость зелени, чистоту голубого неба, нежность первых цветов. В целом же способствует возникновению чувства радости от солнца, обилия света, свежести красок.
Рисование с натуры не основной вид творчества в этой возрастной группе. Однако некоторые особенности все-таки имеются. Ранее дети усваивали типичную форму, строение и цвет группы предметов, теперь — свойства, присущие конкретному предмету. Выбирая для рисования ветку, они должны заметить, что ветка имеет изгиб, известное количество листьев, почек и т. д., заметить и изобразить. Кроме того, несмотря на то, что в начале занятия дети хорошо рассмотрят и проанализируют предмет, тем не менее, возникает необходимость сопоставлять с ним создаваемое изображение, возвращаться к его восприятию.
Рисование занимает определенное место и в занятиях по ознакомлению с природой. Дети наблюдают природные явления, замечают изменения в росте растений на участке детского сада, в группе и передают свои наблюдения в рисунках.
Знакомство с трудом, техникой, с явлениями общественной жизни находит более широкое отражение в рисунках, аппликациях, лепке, так как изобразительная деятельность приобретает познавательное значение. Если ранее внимание детей педагог направлял на красоту явлений и таким образом обогащал их эстетический опыт, развивал эстетическое восприятие, то теперь эстетическая сторона явлений получает элементарные оценки, которые дети осознают. Более широкое знакомство с произведениями изобразительного искусства содействует развитию способности анализировать явления с эстетической стороны, самостоятельно находить красоту в жизни.
Педагог учит шестилетних детей выражать свое понимание картин различного содержания, скульптуры малых форм, предметов декоративно-прикладного искусства. Дети начинают чувствовать эстетические свойства произведений, испытывают радость, волнение, восхищение при их восприятии, по предложению педагога и по своей инициативе выбирают особо понравившиеся.
В подготовительной к школе группе способность учиться приобретает еще более осознанный характер. Дети не только охотно выполняют указания воспитателя, но и сами находят возможность упражняться в том, что им не сразу дается, просят повторно объяснить, показать, задают вопросы, чтобы выяснить, как следует действовать. Любознательность приобретает целенаправленный характер, возрастают познавательная активность, самоконтроль и самооценка.
Воспитатель развивает индивидуальные познавательные интересы детей к технике, природе, искусству, так как эти интересы влияют на содержание рисунков, лепки, аппликаций.
В процессе рисования педагог направляет детей на дружелюбную и справедливую оценку работ товарищей, развивает умение выражать свое мнение. Он воспитывает у детей желание передавать товарищам все, чему научились сами, оказывать им помощь. Например, кто-то из новичков не смог освоить композицию декоративного узора с различными элементами. Вне занятий педагог может поручить одному из воспитанников, кто хорошо рисует, показать новичку приемы рисования этого узора.
При выполнении коллективных работ дети 6 лет не только выполняют условия, установленные воспитателем, но и сами продумывают эти условия, следят за их выполнением, стараются сделать как можно лучше и точнее. Довольно часто детям, которые сидят за одним столом, воспитатель поручает договориться выполнить совместную работу, разделить между собой обязанности. Контролируя ход работы некоторых, он, тем не менее, предоставляет детям возможно большую самостоятельность.
Воспитатель учит детей планировать действия как сначала работы (подумать, представить содержание будущего рисунка, а затем начать рисовать), так и в процессе ее выполнения, что повышает самоконтроль, организует деятельность.
Педагог формирует у детей умение не только замечать недостатки в работе, но и исправлять их, дополнять изображение, добиваясь большей выразительности, помогает им устанавливать связи между освоенными умениями и получаемым результатом, сознательно направляет усилия детей на создание рисунка, который был бы понятен другим, вызывал бы чувство радости, удовольствия.