Составление узоров.
Для занятий рисованием в старшей группе воспитатель подбирает изделия с более сложным узором, чем в средней группе. Дети осваивают способ рисования новых линий — дуга, волнистая линия, учатся применять в качестве элементов узора детали растений — листья, венчики и лепестки цветов, ягоды.
Педагог знакомит детей с правилами симметричного расположения элементов в узоре на квадрате, круге, многоугольнике. Предлагает различные вырезанные из бумаги предметы, одежду, например силуэты платья, лыжного костюма, чашки, кувшина, вазы и др., учит самостоятельно находить композицию узора, создавая различные комбинации элементов и цветосочетаний.
Передача связного содержания (сюжета).
Задачи сюжетного рисования в старшей группе значительно сложнее, чем в предыдущей. Тематика включает разнообразное содержание: это и явления окружающей действительности, и общественные события, праздники, и мир сказочных образов. Для создания сюжетных рисунков уточняются представления детей о предметах, находящихся в известных пространственных отношениях друг с другом: близко — далеко, выше — ниже, одни под другими, или над другими, или в ряд. Дети усваивают обозначение пространственных отношений, передают и определяют их в рисунках, лепке.
Воспитатель учит детей овладевать разными способами расположения изображений, связанных одним содержанием: по всему листу, на узкой и более широкой полосе (обозначающей землю); учит уточнять и использовать в рисунках представление о различии предметов по величине, высоте, ширине; учит передавать изменения положения предмета при движении.
Технические навыки.
В старшей группе впервые вводится рисование акварельными красками, закрепляются способы работы гуашью. Дети знакомятся также со способами рисования цветными восковыми мелками, простым и графитным карандашами; учатся проводить прямые линии в разных направлениях и разной ширины, рисовать дуги, окружности, фигуры овальной формы, волнистые линии, прикладывать кисть плашмя для получения мазка. Отрабатываются легкое, без излишнего напряжения движение карандашом и кистью, умеренный нажим на бумагу карандашом и регуляция нажима для получения оттенков цветов, рисование концом кисти тонких линий, более широких полос боковой стороной ворса; вырабатывается умение произвольно изменять силу нажима на карандаш для получения цвета разной интенсивности.
Дети овладевают ритмом движения при повторности однородных действий (равномерное поднимание и опускание руки при рисовании волнистой линии, дуг, обрамляющих круги или овалы, при нанесении мазков, точек); учатся сохранять равномерность движения по размаху, нажиму и направлению штрихов при закрашивании частей рисунка.