Изображение предметов
Изображение предметов и явлений в рисунке требует определенного развития движения руки, координации движений, зрительного контроля.
Для создания изображения необходимо развивать наблюдательность, способность останавливать внимание на предметах, явлениях, умение рассматривать иллюстрации. Педагог учит детей замечать некоторые особенности, присущие тому или иному предмету, которые они могут переносить в рисунок, например зеленый цвет елочки, ритм падающих капель дождя и др. Так постепенно у детей образуются зрительные представления. Благодаря этому они создают изображения неполные, обобщенные, но все-таки узнаваемые.
На занятиях рисованием постепенно развивается и чувство цвета, формы, ритма, так как в процессе наблюдения предметов, их восприятия, анализа и последующего изображения воспитатель обращает внимание детей на эти эстетические качества.
Если в первой младшей группе ставилась задача: подвести детей к пониманию того, что в рисунке можно что-то изобразить, то во второй младшей группе начинают обучение приемам изображения предмета. На детских рисунках он должен быть узнаваем. Ребята получают представление о том, что есть предметы разной формы, величины, окраски.
Детей учат изображать предметы круглой, прямоугольной, треугольной формы, состоящие из прямых линий и их пересечений.
Они осваивают изображение предметов, состоящих из одной части, и предметов, состоящих из нескольких частей разной величины и формы. Для передачи формы предмета детей обучают формообразующим движениям руки.
В соответствии с программой дошкольники учатся изображать предметы сначала простой, а затем сложной формы. Это позволяет им рисовать и лепить все более разнообразные вещи и отражать явления окружающего мира.
Важно научить ребят понимать связь между формой предмета и теми движениями руки, при помощи которых ее можно передать на бумаге. С формой предмета детей знакомит воспитатель, организуя обследование его перед изображением.
Детей учат рисовать разные предметы, что делает учебные задания интересными, эмоциональными. Малыши с удовольствием рисуют яркие мячики, воздушные шарики, елочные бусы и т. д. Осваивая изображение, они могут уже передавать различие предметов по величине. Так, в рисунках появляются, например, большие и маленькие елочки, шарики, ягоды, цветочки.
Более сложна в изобразительном отношении прямоугольная форма. Поэтому освоение ее начинают во второй половине года. Изображение ярких флажков, разноцветных кубиков обогащает содержание детских рисунков, аппликаций.
Малышей учат в простом виде передавать строение предметов, расположение частей. Они рисуют стройную елочку, высокое дерево, неваляшку, тележку.
Программа ставит задачу: научить детей различать и правильно называть цвета — красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый, а также некоторые оттенки (розовый, голубой).
От воспитанников не требуется и точная передача цвета предмета: они могут использовать цвет по своему желанию. Но при изображении некоторых предметов и явлений педагог подводит детей к пониманию и передаче характерной реальной окраски («Растет зеленая травка», «Падает белый снег», «По траве гуляют желтые цыплята»).