Средняя группа
Дети 4 лет, которые приходят в среднюю группу из младшей, знакомы с различными видами изобразительной деятельности; поэтому, как правило, у «их развит интерес к рисованию. Они участвуют в коллективных занятиях, вместе с другими начинают и заканчивают работу, внимательно слушают указания воспитателя, ведут себя спокойно, правильно сидят за столом. У них появляются интерес к работам товарищей, желание их рассмотреть, оценить.
Содержание обучения рисованию детей средней группы базируется на умениях в изобразительной деятельности детей, приобретенных ими в младшей группе при условии правильного руководства:
1. Чёткость и относительная устойчивость рисования по замыслу.
2. Начало критического отношения к качеству работы (своей и товарища).
3. Наличие определённых ориентировок и технических навыков.
4. Сохранение игрового элемента в передаче образа, сохранение смелости, непосредственности и эмоциональности творческого процесса.
Указанные черты детского творчества позволяют выдвинуть на занятиях изобразительной деятельностью в средней группе новые задачи воспитания и обучения:
Перед педагогом средней группы стоят такие задачи:
- закреплять у детей преднамеренный, произвольный характер действий при рисовании, продолжает воспитывать интерес не только к процессу рисования, но и к его результату;
- развивать у них наблюдательность, внимание, память, чувство цвета, ритма, формы, самостоятельность;
- систематически укреплять сознательность процесса, развивать и делать более устойчивым содержание детского рисунка, вводить элемент предварительного продумывания, планирования.
- постоянно совершенствовать умение детей рисовать предметы, в основе которых лежатпрямые (вертикальные и горизонтальные), наклонные, ломаные, кривые и дугообразные линях;
- учить рисовать предметы, используя знание их геометрической формы (круглая, прямоугольная, треугольная, овальная) и цвета, выделять основные части предмета, объединять в рисунке изображения двух-трех предметов, сочетать цвета для создания выразительных образов.
- научить различать, называть и правильно использовать цвета красный, синий, зеленый, белый, желтый, черный, коричневый, оранжевый, а также их оттенки: розовый, голубой, серый, светло-зеленый;
- ставить перед ребёнком задачи, способствующие развитию содержания, формы, композиции, обогащению рисунка по цвету.
- развивать у детей способность давать оценку своей работе, испытывать радость от достигнутого успеха; постепенно развивать критическое отношение к качеству своей работы и благожелательный интерес к работе товарища.
- систематически повышать требования к техническим навыкам, не делая их предметом специальных заданий.
- научить детей рисовать по памяти, творчески выполнять задания, грамотно размешать изображение на листе бумаги;
- научить передавать пропорциональное соотношение двух предметов по величине (большой — маленький, высокий — низкий);
- научить передавать в рисунках впечатление от осенних, зимних, весенних, летних явлений природы, праздников, новогодней елки.