Классификация железных дорог
КЛАССИФИКАЦИЯ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ — система понятий и показателей, характеризующих железную дорогу по назначению, принадлежности, виду работ и функциональным возможностям; используется как средство установления связей между этими показателями и ориентации в них при проектировании, планировании развития и оценке результатов эксплуатационной деятельности.
Железные дороги делятся по различным признакам:
Административным: - государственные железные дороги; - общего пользования; - ведомственные; -частные.
Эксплуатационным: - грузовые; - пассажирские пригородные; - транзитные; - промышленные; - временные; - тупиковые.
Техническим:3.1 по ширине колеи: - нормальные; - узкоколейные. 3.2 по числу путей: - однопутные; - двухпутные; - многопутные. 3.3 по роду тяги: - электрифицированные; - на тепловозной тяге; - на паровой тяге.
План трассы ж/д и его характеристика
План трассы - это проекция оси дороги на горизонтальную плоскость. Основными элементами трассы являются прямые и кривые участки, спуски, подъемы и горизонтальные участки пути. При выборе трассы ж\д учитываются основные грузоотправители и грузополучатели грузов; точки, места и объекты, через которые необходимо прокладывать путь. Учитывается наличие населенных пунктов, водных препятствий, мест со сложными почво-грунтовыми условиями. Т. к. продольные уклоны ж\д пути не должны быть значительными, то максимально учитываются особенности рельефа местности.
План трассы включает прямые, кривые и переходные участки, Прямые участки проектируются в месте, где не требуется изменения направления линии. Участок касательной от вершины угла до НК и КК называется тангенсом (Т). Величина тангенса зависит от угла поворота (а) и радиуса круговой кривой (R).
Рис. 2.2. Элементы круговой кривой:НК - начало кривой; КК - конец кривой; R - радиус кривой;ВУ- вершина угла поворота; а- угол поворота; Т- тангенс кривой;Б - биссектриса; О - центр кривой
Тангенс определяется по формуле
|
Длина круговой кривой определяется по формуле
Биссиктиса кривой выражается формулой
|
Разница в длине хода по касательным (тангенсам) и по кривой называется домером, который определяется по формуле
Общая длина трассы состоит из длины прямых и суммы длин кривых.
Разбивка круговых кривых
Круговые кривые разбиваются в два этапа - сначала делается общая разбивка кривой, а затем - детальная.При общей разбивке кривой на местности намечают начало, середину и конец кривой.Для переноса начала кривой на местность вычисляют тангенс, длину кривой и биссектрису. Эти величины в зависимости от а и R могут быть взяты из таблиц для разбивки кривых. Для детальной разбивки круговой кривой применяются следующие способы:1.разбивки кривой малого радиуса;2. прямоугольных координат; 3. Разбивки ординатами от хорд; 4.углов и тангенсов; 5.последовательных хорд. Каждый из этих способов имеет свои особенности, и поэтому целесообразность их применения неодинакова. Первый способ можно использовать для разбивки кривых малого радиуса (менее длины ленты). Кривую в этом случае описывают при помощи ленты, закрепив один ее конец в центре. При втором способе каждая точка кривой на местности намечается от линии тангенса, принимаемой за ось х, и линии, перпендикулярной линии тангенса, принимаемой за ось у. Величины х и у вычисляют по формулам
где (φ - принятый для разбивки кривой центральный угол, соответствующий принятой длине окружности. Третий способ применяется в тех случаях, когда более выгодно Легальную разбивку кривой сделать не с линии тангенса, а ординатами с хорд. При разбивке с хорд надо абсциссы взять те же, что и для разбивки с касательных, а ординаты получить как разность между ординатой для середины с касательной, затем принимать середину хорды за начало координат, а хорду - за ось абсцисс. Четвертый способ применяется в стесненных условиях, когда применение других способов разбивки затруднительно. Пятый способ (последовательных хорд) применяется так же, как метод углов в стесненных местах.
Для детальной разбивки круговых кривых разработаны и чаще всего применяются на практике специальные таблицы.