Нормы содержания верхнего строения пути и габариты приближения строений
Габаритом приближения строений железных дорог называется предельное поперечное перпендикулярное оси пути очертание, внутрь которого, помимо подвижного состава, не должны заходить никакие части сооружений и устройств, а также лежащие около пути материалы, запасные части и оборудование за исключением частей устройств, предназначенных для непосредственного взаимодействия с подвижным составом: вагонных замедлителей в рабочем состоянии, контактных проводов с деталями крепления, хоботов гидравлических колонок при наборе воды и др. устройств. ГОСТ устанавливает два вида габарита приближения строений — Си Сп. На основании требований данных габаритов строят и эксплуатируют как сами железные дороги, так сооружения и устройства железных дорог, сооруженные на земляном полотне. Это такие, как опоры контактной сети, сигналы, путевые и сигнальные знаки, здания, заборы и др.Габарит С (рис. 1) распространяется на пути, сооружения и устройства общей сети железных дорог и подъездных путей от станции примыкания до территории промышленных предприятий. Габарит Сп распространяется на пути, сооружения и устройства, находящиеся на территории промышленных предприятий и между территориями этих предприятий. Предельные столбики устанавливают на станциях посередине междупутья в том месте, где разветвляются рельсовые пути, где расстояние между осями сходящихся путей равно 4100 мм. В местах перегрузки грузов из вагона в вагон это расстояние допускается 3600 мм. Габарит Сп отличается от габарита С отдельными размерами (например, высота для габарита Сп равна 5500 мм).
Рис. 1. Габарит подвижного состава С
УТР — уровень верха головки рельса; I—II—III — линия приближения всех вновь
строящихся сооружений и устройств, расположенных на электрифицируемых пу-
тях в пределах искусственных сооружений (для перегонов и путей на станциях, где
остановка подвижного состава исключена); 1а—На—Ша—IVa — линия прибли-
жения всех вновь строящихся сооружений и устройств, расположенных на элект-
рифицируемых путях (для остальных путей станций); — х — — линия приближе-
ния сооружений и устройств на путях, где электрификация исключена;
Рис. 2. Габарит подвижного состава Т (верхняя часть):
По данному габариту строят все виды подвижного состава, обращающегося по железным дорогам, в том числе и съемные подвижные единицы. Между габаритом приближения строений и габаритом подвижного состава имеется свободное пространство, необходимое для того, чтобы подвижной состав при поперечном смещении или наклоне, не мог задеть какие-либо части сооружений и устройств. ГОСТ предусматривает следующие виды габарита подвижного состава. Габарит Т распространяется на подвижной состав, допущенный к обращению по путям общей сети железных дорог СНГ и стран Балтии, подъездным путям и путям промышленных предприятий, сооружениям и устройствам, которые отвечают требованиям габаритов С и Сп. Габарит 1-Т распространяется на подвижной состав, допущенный к обращению по всем путям общей сети железных дорог СНГ и стран Балтии, подъездным путям и путям промышленных предприятий. Габариты 0-Т, 01-Т, 02-Т, 03-Т распространяются на подвижной состав, допущенный к обращению по всей сети железных дорог СНГ и стран Балтии колеи 1520 (1524) мм и по зарубежным железным дорогам с шириной колеи 1435 мм, входящим в международный союз членов Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД).