Обеспечение безопасности на ж/д транспорте
Безопасность движения поездов — основное условие эксплуатации железных дорог, перевозок пассажиров и грузов. Все организац. и техн. мероприятия на ж.-д. транспорте должны отвечать требованиям безопасного и бесперебойного движения поездов. Б. д. обеспечивается содержанием в пост, исправности всех ж.-д. сооружений, пути, подвижного состава, оборудования и механизмов, устр-в СЦБ и связи путём их осмотров и предупредит, техн. обслуживания. Повышение интенсивности движения поездов, их скорости и массы предъявляет жёсткие требования к качеству и надёжности устр-в обеспечения Б. д. Прежде всего это относится к устр-вам автоматич, и полуавтоматич. систем управления движением поездов на перегонах, станциях и переездах: автоматической блокировки, автоматической локомотивной сигнализации, полуавтоматической блокировки, электрической централизации стрелок и сигналов и т. д. Повышение Б. д. обеспечивается комплексной механизацией и автоматизацией сортировочных станций, включающей горочную автоматич. централизацию управления стрелками и управление вагонными замедлителями; условиями надёжного торможения, достаточными тормозными путями и т. п. Для улучшения тормозных х-к электрич. тяги, напр., широко применяется реостатное и рекуперативное торможение. Рельсы и от-ветств. детали подвижного состава (колёсные пары, бандажи, рамы тележек) могут иметь скрытые дефекты (пустоты, сколы, развивающиеся трещины), свое-врем. выявление и устранение к-рых необходимы для предупреждения аварийных ситуаций. Дефекты обнаруживают с помощью ультразвуковых, магн, и др. дефектоскопов. Повышению Б.д. способствует усиление прочности метал. эл-тов пути. Решающая роль в Б.д. принадлежит машинисту локомотива.
Пути повышения безопасности
Безопасность движения на железнодорожном транспорте обеспечивается путём осуществления комплекса профилактических мер, которые предусматривают:
1. Профессиональный отбор кандидатов на должности, связанные с движением поездов.
2. Периодическое медицинское обследование работников, связанных с движением поездов, а также предрейсовый контроль за состоянием здоровья локомотивных бригад.
3. Организацию технического обучения кадров и повышение их квалификации, отработку практических навыков действий в нестандартных ситуациях.
4. Анализ состояния безопасности движения, выявление «узких» мест, разработку и осуществление мер по их устранению.
5. Регулярное проведение внезапных поверок несения службы работниками, связанными с движением поездов и маневровой работой.
6. Проведение еженедельных дней безопасности движения.
7. Расследование каждого случая нарушения безопасности движения с разбором результатов в установленном порядке.
8. Осуществление постоянной работы по повышению качества ремонта и содержания пути, искусственных сооружений, локомотивов, вагонов, устройств сигнализации и связи, электроснабжения, железнодорожных переездов и других технических средств транспорта.
9. Содержание в исправном состоянии и эффективное использование средств дефектоскопии и системы диагностики.
10. Проведение осмотра хозяйства и ревизии железных дорог, отделений железных дорог и предприятий с установленной периодичностью.
11. Осуществление комплекса организационно – технических мер по предупреждению особо опасных нарушений.
Изыскание и внедрение новых форм организации обеспечения безопасности движения.