Организация движения поездов
Железные дороги должны обеспечивать своевременность перевозок пассажиров и грузов, безопасность и качественное обслуживание пассажиров на вокзалах и в поездах.
Грузопотоками называются грузы, которые зарождаются в местах погрузки, следуют к местам выгрузки и определяются в суточных, месячных и годовых объемах перевозки грузов в тоннах.
При массовой погрузке с шахт, карьеров эти грузы отправляются отправительскими маршрутами.
Одиночные вагоны и группы вагонов, следующие со станции погрузки на станции выгрузки, образуют вагонопотоки.
Формирование поездов
Организация продвижения вагонов, погруженных на разных станциях, в разном количестве в разное время и следующих на разные станции назначения под выгрузку, представляет собой очень трудную задачу, от успешного решения которой в большой мере зависит скорость доставки грузов к месту назначения и расходы на перевозки.
Процесс ожидания необходимого количества вагонов на полный состав поезда называется накоплением. После накопления вагонов вагонопотоки организуются в специальные поезда. Эта организация называется планом формирования поездов.
По условию формирования грузовые поезда делятся на:
-отправительские маршруты с мест погрузки, в том числе из вагонов, погруженных одним грузоотправителем на одной станции;
-ступенчатые, погруженные разными грузоотправителями на одной станции или на нескольких станциях одного участка;
-технические маршруты, формируемые на технических станциях.
Понятие о маршрутизации перевозок
Маршрутизация перевозок в отправительские и ступенчатые маршруты осуществляется посредством календарного планирования погрузки в разные направления по определенным дням.
Календарное планирование позволяет организовать маршруты из вагонов несколькими грузоотправителями, когда размеры погрузки у каждого из них для маршрута незначительны.
Для перевозки массовых грузов между постоянными отправителями и получателями в определенных условиях применяют особые отправительские маршруты, которые называются кольцевыми. Такие маршруты обращаются между станциями их погрузки и выгрузки по строго установленным расписаниям, причем со станций погрузки они отправляются всегда с одним и тем же грузом (углем, рудой и др.), а обратно возвращаются порожняком или с другим грузом.
Кольцевые маршруты, работающие на коротких расстояниях, называют вертушками.
Отправительская маршрутизация охватывает не всю грузовую работу железных дорог, а только мощные грузо-и вагонопотоки. Поэтому важно правильно организовать продвижение этого разрозненного вагонопотока, которое осуществляется разного рода поездами.
Поездом – это сформированный и сцепленный состав вагонов с одним или несколькими действующими локомотивами или моторными вагонами, имеющий установленные сигналы.
Грузовые поезда могут быть следующих основных категорий: 1.сквозные поезда, проходящие без переработки не менее одной технической станции (участковой или сортировочной); 2.участковые поезда, следующие между соседними участковыми станциями (участковой и сортировочной); 3.сборные поезда, формируемые из вагонов, предназначенных для отцепки на промежуточных станциях и прицепки вагонов, убираемых с этих станций; 4.вывозные поезда, предназначенные для подачи вагонов с сортировочной или участковой станции на одну или несколько промежуточных станций; 5.передаточные поезда, обращающиеся между станциями железнодорожного узла; 6.ускоренные грузовые поезда для перевозок скоропортящихся грузов, молока и живности.
Каждому поезду присваивается номер, установленный графиком движения. Поездам одного направления присваиваются четные номера, а поездам обратного направления — нечетные. Кроме номера каждому грузовому поезду на станции его формирования присваивается индекс, который не изменяется до станции расформирования. Поездам, не предусмотренным графиком движения, номера присваиваются при их назначении.
Поезда делятся на: А. Внеочередные — восстановительные, пожарные, снегоочистители, локомотивы без вагонов, специальный самоходный подвижной состав, которые назначаются для восстановления нормального движения и для тушения пожара.
Б. Очередные — в порядке приоритетности: 1.пассажирские скоростные; 2.пассажирские скорые; 3.пассажирские всех остальных наименований; 4.почтово-багажные, воинские, грузопассажирские, людские и ускоренные грузовые поезда; 5.грузовые (сквозные, участковые, сборные, вывозные, передаточные), хозяйственные поезда и локомотивы без вагонов.
В. Поезда, назначаемые по особым требованиям, очередность которых устанавливается при назначении.