Роль и место соединений и пересечений ж\д линий
Соединения железнодорожных путей устраивают для перевода подвижного состава с одного пути на другой или через пересекающие пути.Основными видами соединений являются: соединение двух путей в один; съезд, соединяющий два соседних пути; стрелочная улица, соединяющая ряд параллельных путей; треугольник, петля или поворотный круг для разворота подвижного состава. Эти соединения показаны на рис.1. Основными видами пересечений путей являются: глухое пересечение под прямым утлом и острым углом, а также сплетение путей (рис. 2).
Рис. 1. Схемы соединения путей:
а — соединение двух путей; б — съезд; в — стрелочная улица; г — петля; д — треугольник
Рис.2. Пересечение путей:
а — глухое пересечение под прямым углом;б — глухое пересечение под острым углом; в, г — сплетение путей
Рис. 6.3. Одиночные стрелочные переводы:
а — обыкновенный (правый, левый);б — симметричный; в — несимметричный разносторонний; г — несимметричный односторонний
Для соединения и пересечения путей в одном уровне применяются в основном стрелочные переводы. К основным видам стрелочных переводов относятся одиночные, двойные и перекрестные. Одиночные бывают обыкновенные (правые и левые) (рис. 6.3, а); односторонние несимметричные, у которых основной и ответвляемый пути криволинейные и направлены от основного прямого пути в одну сторону (рис. 6.3, г); разносторонние симметричные, у которых оба пути криволинейные и расходятся от основного прямого направления в разные стороны под одинаковыми углами (рис. 6.3, б), разносторонние несимметричные, у которых оба пути криволинейные и направлены от основного направления в разные стороны под разными углами (рис. 6.3, в). Двойные стрелочные переводы применяются для ответвления от основного прямого направления двух боковых путей. Иногда такие стрелочные переводы называют тройниками (рис. 6.4). Двойные стрелочные переводы бывают: симметричными разносторонними, несимметричными разносторонними и несимметричными односторонними. Перекрестные стрелочные переводы служат для прохода подвижного состава по пересекающимся в одном уровне направлениям и перехода его с одного пути на другой. Если по перекрестному стрелочному переводу, кроме сквозного прямого движения, возможен переход подвижного состава с любого из сходящихся направлений на любое из расходящихся, то такой перевод называют двойным перекрестным (рис. 6.5). Более 95 % из всех лежащих в пути стрелочных переводов составляют одиночные стрелочные переводы.
Стрелочные переводы: назначение и классификация
Стрелочные переводы служат для перевода подвижного состава с одного пути на другой.
Классификация стрелочных переводов
Стрелочные переводы являются наиболее распространенными конструкциями среди всех соединений и пересечений путей. Они служат для соединения и разветвления путей и предназначены для перевода подвижного состава с одного пути на другой. Наиболее распространены на сети дорог и чаще всего употребляются на главных и станционных путях обыкновенные переводы, количество которых составляет около 97 %. Вторыми по распространению являются симметричные переводы, количество достигает 2-3 %.
Простой (одиночный) стрелочный перевод состоит из стрелки, соединительных путей (прямого и криволинейного) и крестовины с контррельсами. Все части стрелочного перевода уложены на переводные брусья.
Симметричные одиночные переводы имеют отклонение каждого из обоих путей от основного направления на угол, равный половине угла крестовины. Это позволяет значительно увеличить радиусы переводных кривых. применение симметричных стрелочных переводов марки 1/6 позволяет получить меньшую длину перевода при радиусе переводной кривой перевода марки 1/9 (R=200 м). Симметричные переводы типов Р50 и Р43 марки 1/6 обычно укладывают в сортировочных парках, а также на путях грузовых вагонов, локомотивного и вагонного хозяйства, а при увеличении расстояния от стыка рамного рельса до начала остряка с 0,74 до 2,18 м и полной длины 20,54 – на путях приема и отправления грузовых поездов.
Двойные стрелочные переводы имеют очень незначительное распространение. Оп аналогии с одиночными, двойные могут быть односторонними и разносторонними, которые могут быть симметричными и несимметричными. Основное преимущество двойных переводов перед одиночным состоит в том, что основной путь в них разветвляется на 3 направления. При этом двойные переводы занимают меньше места по длине, чем два обыкновенных подряд уложенных перевода, которые также дают в результате разветвления одного пути в три. Однако конструкция и эксплуатация двойных переводов значительно сложна.
Перекрестные стрелочные переводы могут быть одиночными или двойными. Двойной перекрестный перевод занимает два одиночных обыкновенных перевода и требует площади для укладки. Поэтому, несмотря на то, что перекрестные переводы более сложны в эксплуатации, они в ряде случаев бывают незаменимы.
Элементы и параметры стрелочных переводов
Стрелка – это часть стрелочного перевода, состоящая из двух рамных рельсов, двух остряков, переводного механизма, стрелочных тяг, скреплений и других деталей. Рамные рельсы в пределах остряков прикрепляются к переводным брусьям с помощью отдельных стрелочных башмаков. Корневое крепление должно удерживать остряк от поперечного и продольного смещений, не препятствуя помещению остряка по подушкам. Криволинейный соединительный путь называется переводной кривой и имеет радиусы: в стрелочном переводе марки 1/9 – 200 м (в переводе, входящем в перекрестный съезд – 160 м); в стрелочном переводе марки 1/5 – 60 м. Стрелки на всех путях должны быть оборудованы закладками для запирания их навесными замками. Закладки монтируют на первых стрелочных башмаках у острия остряков. В закрытом положении закладка упирается в шейку остряка и предотвращает отжатие его острия от рамного рельса.
Крестовина является конструктивной частью стрелочного перевода. Крестовина состоит из сердечника и двух усовиков. По конструктивным признакам крестовины делятся: сборнорельсовые; сборные с литым сердечником; сборные с литым сердечником в виде цельной отливки с наиболее изнашиваемой частью усовиков; цельнолитые; с подвижным сердечником. Сборнорельсовые изготавливают из путевых рельсов. Сборные крестовины с литыми сердечниками имеют односторонние или двусторонние сердечники из углеродистой или марганцовистой стали. После износа двусторонний сердечник переворачивают.
Сборные крестовины с литым сердечником в виде цельной отливки с наиболее изнашиваемой частью в настоящее время получили наибольшее распространение. Цельнолитые крестовины из высокомарганцовистой стали, применяют для пропуска поездов с высокими скоростями движения. Цельнолитые крестовины – самые прочные и устойчивые из всех видов крестовин и имеют наименьшее количество деталей.
Контррельсы стрелочных переводов служат для гребня движущегося колеса в соответствующий желоб крестовины. Контррельс своей средней частью должен перекрывать расстояние от горла до сечения сердечника (40 мм), в котором колесо целиком опирается на сердечник. От среднего участка контррельса в обе стороны делают прямолинейные отводы, для чего контррельсы в этих местах изгибают под углом, примерно равным углу удара в остряк, а на выходах делают желоб 88…90 мм. Длина контррельса зависит от марки крестовины и скорости движения поездов по переводу. Путевые рельсы с контррельсами укладывают на общие контррельсовые подкладки. Для связи контррельса с путевым рельсом применяют вкладыши и болты. Для боковой устойчивости некоторые контррельсовые подкладки снабжены упорками (упорными башмаками).
Расчет Обыкновенного стрелочного перевода
Размеры перевода определяют из двух уравнений, полученных проектированием всех его частей на вертикальную и горизонтальную оси:
;
,
Где S- ширина колеи у переднего конца остряка;R- радиус переводной кривой; LT-теоретическая длина стрелочного перевода; l0-длина остряка; h-прямая вставка м/ж центром крестовины и началом переводной кривой; ее минимальная длина равна передней части p плюс длина половины стыковой накладки; β-угол между рабочими гранями остряка и рамного рельса в корне остряка.
Радиус переводной кривой
Полная длина стрелочного перевода с учетом длины задней части крестовины q и длины пригоночного рельса К определяется по формуле Lп=m+Lт+q+K
При определении P и q у крестовин с современными двухуголковыми накладками определяющей является возможность постановки болтов. Их значения определяютсяпо формулам
где tГ- половина ширины желоба у крестовины; qн- длина полунакладки; λ – допуск к величине накладки; δ – стыковой зазор; q0 – величина, равная 2NV0; V0 – ширина головки рельсов.
Длина пригоночного рельса К подбирается из условия ,чтобы практическая длина стрелочного перевода была равна
где lр и lн – длина рамного и нормального рельса;λ – величина стыкового зазора; с – число звеньев в переводе;
В планах примыкания при проектировании съездов и стрелочных переводов необходимо, в первую очередь, иметь два размера: a-расстояние от начала рамного рельса до центра перевода; b- расстояние от центра перевода до конца крестовины:
а=LT –SN+m; b=SN+q
Симметричный стрелочный перевод
Основные размеры симметричного стрелочного перевода определяются из уравнений
Где β- стрелочный угол; α- угол крестовины.
Порядок определения основных размеров аналогичен вопросу по стрелочному переводу.