Защита транспортных сооружений от электрокоррозии
Решение вопросов защиты сооружений и конструкций метропо- литенов от электрокоррозии обеспечивается комплексом мероприя- тий по ограничению утечки тяговых токов с рельсов и технических требований к устройствам энергоснабжения, условиям прокладки с коммуникаций внутри тоннелей, регламентируемых строительными нормами и ГОСТами. Ввиду того, что метрополитен является элек-трифицированным рельсовым транспортом постоянного тока с нагрузкой (ток поезда в режиме тяги - 4...6 кА), со значительными (до нескольких десятков вольт) потенциалами ходовой рельсовой сети, с наличием увлажненных агрессивными течамН участков пути, он может быть подвержен крупным электрокоррозионным повреждениям, если не принимать специальных мер по предотвращению. С первых лет существования метрополитена разрабатывались правила по защите конструкций метрополитенов от электрокоррозии и стандарты.
Сейчас при строительстве метрополитенов осуществляется ком плекс мероприятий по предотвращению электрокоррозии: ходовая рельсовая сеть оборудуется стыковыми и междупутными соедини- телями; применяется, как правило, бесстыковой путь; обеспечива ются нормируемые уровни изоляции пути от тела тоннеля; предотвращаются металлические сообщения конструкций, оболочек, кабелей, трубопроводов с ходовыми рельсами и т.п.
При метрополитенах в эксплуатационном штате существуют лаборатории (группы) по защите от электрокоррозии, хорошо уком-плектованные специалистами и измерительной аппаратурой. На ла- боратории возложены функции обеспечения безопасного в отношении электрокоррозии состояния метрополитенов.
В тоннелях успешно применяют разработанную защиту рельсов и рельсовых скреплений от электрокоррозии на основе вентильного секционирования рельсовой сети. Принцип ее заключается в частичном снятии с участка ходовых рельсов функций обратного провода электротяги на все время, пока на этом участке отсутствует поезд в тяговом режиме. При этом рельсовую сеть выделяемого секционированием участка отделяют с помощью вентильных блоков от остальной рельсовой сети, а для пропуска токов в обход участка выполняют обходную отсасывающую перемычку. Благодаря этому потенциал на рельсах участка наблюдается только тогда, когда по нему проходит поезд в тяговом режиме. Остальное время потенциал, а следовательно, и ток утечки отсутствует. После внедрения такой схемы удалось снизить электрокоррозионные повреждения рельсов и скреплений в тоннелях в 4...6 раз, т.е. продлить срок службы рельсов до уровня открытыхжелезнодорожных участков.
Выявлено, что эффективность секционирования тем выше, чем меньшую долю составляет участок секционирования по отношению к длине межподстанционной зоны. Поскольку межподстанционные расстояния в метро составляют 3...4 км (в 5...б раз меньше, чем на железных дорогах), длина участков секционирования должна быть порядка нескольких сотен метров, чтобы достичь заметной эффективности по снижению среднего потенциала рельсов. Существующие длины рельсовых цепей СЦБ в метро позволяют это сделать.
Снижение утечки тяговых токов не только отражается на продлении срока службы рельсов и рельсовых скреплений,но и понижает ток на поверхности тюбингов, тем самым снижая возможность их коррозионного повреждения.