Технология работы ж/д станций
Основным документом, устанавливающим порядок использования технических средств станций, обеспечивающим безопасный и беспрерывный прием отправления и проследования поездов по ее путям, а также безопасность внутристанционной работы является техническо-распорядительный акт станций (ТРА). С ним должны быть ознакомлены все сотрудники станции под расписку, а также работники других служб, работающие на данной станции. Общее руководство работой станции осуществляет начальник станции. Он контролирует работу станции по приему, отправлению и пропуску поездов и производство маневровой работы согласно технологическому процессу и ТРА станции. Оперативное руководство движением поездов на станции осуществляет дежурный по станции. Технолог. процессом работы станции называется система организации работы станции, обеспечивающая наилучшее использование технических средств и штата станции, основанная на научной организации труда, применение опыта новаторов производства и научном определении технических норм на выполнение отдельных операций. Технолог. процесс определяет не только норму на выполнение отдельных операций, но и последовательность их выполнения. В технолог. процессе даются техническая и эксплуатационная характеристики станции и примыкающих перегонов, число путей в парках и их специализация, наличие маневровых устройств и типы работающих на маневрах локомотивов и т.д. Технолог. процесс также подробно отражает объем и характер работы станции по приему и отправлению поездов, количество вагонов, подлежащих погрузке и выгрузке, устанавливает систему оперативного руководства движением поездов и маневровой работой, обеспечивая наилучшую согласованность в работе между отдельными парками и цехами. Технолог. процесс работы станции разрабатывается начальником станции на основе графика движения поездов, плана формирования поездов и объемов работы станции в целом и по ее отдельным цехам. Утверждается технолог. процесс для крупных сортировочных и грузовых станций (по перечню) начальником дороги, а для остальных станций – начальником отделения дороги. Неотъемлемой частью технолог. процесса является суточный план-график работы станции, который показывает графическое выполнение всех операций, выполняемых на станции. Для промежуточных станций вместо технолог. процесса составляются технолог. карты.
Электрификация железных дорог
Электрификация железных дорог — перевод железных дорог на электрическую тягу и создание новых электрифицированных железных дорог. На электрифицированных железных дорогах тяговые электродвигатели электровозов получают энергию от контактной сети, подключенной к тяговой подстанции; одновременно осуществляется электроснабжение районов, прилегающих к железным дорогам, промышленных и с.-х. предприятий. Электофицированные железные дороги повышает пропускную и провозную способности, надёжность работы, сокращает эксплуатационные расходы, позволяет сделать железнодорожный транспорт более комфортабельным. На электрифицированных железных дорогах имеется возможность возврата части электрической энергии в контактную сеть при движении поезда на спусках и при торможении (рекуперативное торможение). Электрическая тяга (практически) была впервые применена в 1895 на магистральном участке ж. д. Балтимор — Огайо в США. Во многих странах Электрификации железных дорог уделяется большое внимание. Например, в Швейцарии электрифицировано почти 100% железных дорог (около 3000 км), в Швеции — свыше 60% (более 7500 км), в Италии — около 50% (более 8000 км).