Вагоны и их техническая характеристика.
Классификация вагонов.
Вагоны классифицируются по четырем основным признакам: назначению, месту эксплуатации, оснасти и ширине колеи. По назначению вагоны разделяются на две основные группы: пассажирские и грузовые. Парк пассажирских вагонов составляют несамоходные вагоны, перемещаемые локомотивами, и самоходные, имеющие свою энергетическую установку или получающие энергию от контактной сети. К несамоходным пассажирским вагонам относятся вагоны дальнего следования, межобластного и пригородного сообщения, вагоны-рестораны, багажные, почтовые, почтово-багажные и межобластного и специального назначения.
В зависимости от дальности перевозок пассажирские вагоны отличаются своим устройством.
По назначению различают пассажирские вагоны: дальнего следования, местного сообщения, пригородные, почтово-багажные. Пассажирскими вагонами специального назначения являются вагоны-лаборатории, служебные, санитарные, вагоны-клубы и т.п.Парк грузовых вагонов состоит из универсальных и специальных вагонов следующих типов: крытые, полувагоны, платформы, цистерны, изотермические, транспортеры, думпкары(вагоны-самосвалы).
Основные элементы вагона
Все вагоны независимо от назначения и конструкции состоят из элементов (узлов), общих для вагонов любого типа. К этим элементам относятся: ходовые части, кузов, ударно тяговые приборы, тормозное оборудование. К ходовым частям относятся: колесные пары, буксы, рессорное подвешивание.
Техническая характеристика:-масса тары вагона (без экипировки); -масса тары вагона; - ширина кузова вагона наружная на уровне рамы вагона; - длина вагона по осям сцепления автосцепок; - высота горизонтальной оси автосцепки вагона от головок рельсов; -база вагона; -база тележек; -объем воды в системе водоснабжения; -объем воды в системе отопления; -объем воды в установке водяного пожаротушения; -ширина колеи; -габарит:(а) для кузова; б) для тележки); -конструкционная скорость; -количество спальных мест для пассажиров; -количество спальных мест для проводников; -минимальный радиус кривой, проходимой одиночным вагоном; -длина тормозного пути вагона с полной загрузкой при экстренном торможении
Вагонное хозяйство Белорусской ж/д.
Организация управления вагонным хозяйством
Руководство вагонным хозяйством осуществляет Главное управление вагонного хозяйства Министерства путей сообщения, призванное обеспечить исправное состояние парка грузовых и пассажирских вагонов и контейнеров, всех сооружений и устройств вагонного хозяйства, а также надлежащую подготовку вагонов под погрузку и перевозку пассажиров. Главное управление проводит меры по совершенствованию, реконструкции и модернизации вагонного парка и контейнеров и развитию вагонного хозяйства, направленные на улучшение ремонта, технического обслуживания вагонов и содержание их в исправном состоянии. На железных дорогах вагонным хозяйством руководит служба вагонного хозяйства управления дороги. Оперативно-хозяйственное руководство и контроль за деятельностью линейных предприятий вагонного хозяйства дороги осуществляют отделы вагонного хозяйства отделений дорог.
Основные сооружения вагонного хозяйства
Основными линейными подразделениями вагонного хозяйства являются вагонные депо, в которые входят пункты подготовки вагонов к перевозкам и пункты технического обслуживания вагонов, промывочно-пропарочные станции, пассажирские технические станции, колесные мастерские, автотормозные контрольные пункты, контрольные пункты автосцепки, пропиточные, регенерационные цехи и другие сооружения. В вагонном депо, которое, как правило, размещается на крупных железнодорожных узлах и сортировочных станциях, выполняется деповской ремонт пассажирских и грузовых или контейнеров, тормозов и перезаправки букс, а также ремонт запасных частей и оборудования. Вагонные депо специализируются на ремонте определенных типов вагонов. Помимо сборочного участка в вагонных депо имеются: кузнечный цех с рессорным отделением, механический цех, колесный цех с отделением для ремонта роликовых подшипников, участок для заливки подшипников, инструментальный цех, столярно-плотницкий, кровельный, малярный цехи и сварочное отделение. Почти в каждом депо имеются контрольные пункты по ремонту автотормозов и автосцепки, которые могут быть размещены в основном здании или в отдельном. Крупным и ответственным подразделением вагонного депо является пункт подготовки вагонов к перевозкам и пункт технического обслуживания вагонов. На станциях налива нефтепродуктов имеются промывочно-пропарочные станции для массовой очистки цистерн от остатков грузов способом пропарки и промывки горячей водой. Широкое применение на сети железных дорог нашли приборы обнаружения нагрева букс (ПОНАБ). Их устанавливают в определенных местах на расстоянии 40-60 км от пункта технического обслуживания вагонов. Эти приборы повышают уровень безопасности движения, подают автоматически сигнал о нагреве буксы и месте расположения ее в поезде, для принятия своевременных мер по устранению появившихся неисправностей. Разрабатываются подобные автоматы и для обнаружения других неисправностей в ходовых частях с подачей сигнала в те же контрольные пункты, в которые поступают сигналы от ПОНАБ.