Профиль рельсовой колеи в кривых
В кривых участках устройство пути имеет ряд особенностей, основными из которых являются возвышение наружного рельса над внутренним, наличие переходных кривых, уширение колеи при малых радиусах, применение укороченных рельсов на внутренней рельсовой нити, усиление пути, увеличение расстояния между осями путей в круговых и переходных кривых.
Переходная кривая(ПК) в плане предназначена для плавного сопряжения кривой с прямой как в плане так и в профиле. Переходная кривая имеет переменный радиус изменяющийся от бесконечного большого до радиуса КК. Такая кривая представляет радиоидальную спираль. В профиле ПК это наклонная прямая с постоянным уклоном
Отводы уширения и отгон возвышения наружного рельса
При проходе подвижного состава по кривой возникает центробежная сила, стремящаяся опрокинуть экипаж наружу кривой. Опрокидывание может произойти только в исключительных случаях. Однако центробежная сила неблагоприятно действует на пассажиров, вызывает перераспределение вертикальных давлений на рельсы обеих нитей и перегруз наружной нити. Центробежная сила вызывает также дополнительное воздействие на путь при вписывании экипажа в кривую. Это влечет за собой усиленный износ рельсов наружной нити. Кроме того, большие поперечные силы вызывают раскантовку рельсов, уширение рельсовой колеи, расстройство положения пути в плане.
Во избежание указанных явлений устраивают возвышение наружной рельсовой нити над внутренней. Появляющиеся горизонтальные составляющие веса экипажей за счет наклона полотна железнодорожного пути нейтрализуют негативные последствия действия центробежных сил в кривых.
Величина возвышения определяется исходя из двух требований: - обеспечения одинакового вертикального износа обоих рельсов в кривых, характеризуемого одинаковым давлением колес на наружную и внутреннюю рельсовые нити; - обеспечения комфортабельности езды пассажиров, характеризуемой допускаемым непогашенным ускорением.
Для обеспечения одинакового вертикального износа обеих нитей необходимо, чтобы сумма нормальных давлений от всех поездов на наружную нить (или нормальных реакций Eн на эти давления) равнялась сумме нормальных давлений от тех же поездов на внутреннюю нить (или ее нормальных реакций Ев на эти давления). При этом и боковые силы, передаваемые на наружную рельсовую нить, не будут чрезмерными.
Положение экипажа в кривой с возвышением наружного рельса