Сигнализация. Рельсовые цепи и их классификация
Рельсовая цепь (РЦ), изолированный участок ж.-д. пути, элемент системы железнодорожной автоматики и телемеханики, в котором проводниками тока служат рельсовые нити. Такие участки, называются блок-участками (рис.1), являются путевыми датчиками, срабатывающими под воздействием колёс подвижного состава, обеспечивая связь между ним и устройствами управления — ж.-д. стрелками и сигналами. При свободной (от подвижного состава) РЦ ток путевой батареи (ПБ) проходит через путевое реле (ПР), контакты которого замыкают цепь питания лампы разрешающего (зелёного) огня светофора. При вступлении колёсных пар подвижного состава на РЦ шунтируется путевое реле, отпускается его якорь, в результате чего на светофоре зажигается запрещающий (красный или красно-жёлтый) огонь.
Схема рельсовой цепи: Ic — сигнальный ток; ПБ — путевая батарея; ПР — путевое реле; ИС — изолирующий стык.
Для контроля свободности РЦ в неё посылают сигнальный ток, по роду которого различают РЦ постоянного и переменного тока. По принципу действия РЦ делятся на нормально замкнутые и нормально разомкнутые. Нормальным считается такое состояние исправной РЦ, при котором на ней нет подвижного состава. В нормально замкнутые РЦ постоянно посылается ток, поэтому, кроме основных функций, они обеспечивают и контроль исправности путевых устройств, в том числе и рельсовой нити. В нормально разомкнутых РЦ путевое реле нормально не возбуждено и не контролирует исправность элементов цепи. На железных дорогах (кроме сортировочных горок) применяются только нормально замкнутые РЦ.
Автоматическая блокировка
Автоблокировка (АБ) — автоматическая система регулирования движения поездов. Путевая автоматическая блокировка представляет собой комплекс устройств, которые обеспечивают безопасное движение поездов по перегонам и промежуточным станциям. С помощью сигналов светофоров дается информация о занятом или не занятом отрезке пути, а значит возможности или невозможности проезда по данному участку в настоящий момент. Поезд проезжая мимо данных устройств посылает автоматический сигнал о закрытии перегона для следующего поезда, который будет показывать запрещающий сигнал до того момента, пока перегон не освободится. Помимо светофоров здесь используются автостопы. Также блокировка может осуществляться при помощи взаимодействия с автоматической локомотивной сигнализацией самих поездов. В этом случае при запрещающем сигнале светофора происходит автоматическая остановка состава, а в наиболее совершенных устройствах и снижение скорости при подъезде к препятствию. Если светофор оказывается неисправным, он должен автоматически показывать запрещающий сигнал. Непосредственно после светофоров автоматической блокировки создается защитный участок. Его длина за выходными светофорами должна составлять не менее длины тормозного пути при движении поезда со скоростью 35 км/ч, за светофорами на перегонах – не менее длины тормозного пути при экстренном торможении на максимальной скорости, за светофорами на подходах к станции – не менее длины тормозного пути при движении со скоростью 60 км/ч. С целью увеличения пропускной способности железнодорожного участка автоблокировка может быть дополнена устройством внепоездного контроля скорости движения поездов. Они позволяют открывать светофор уже при неполном освобождении поездом защитного участка за следующим светофором. Что касается путевых автостопов, то они устанавливаются на перегонах, где используется автоматическая блокировка с защитными участками. Они вызывают экстренное торможение состава при проезде на красный (запрещающий) сигнал светофора. Скоба путевого автостопа устанавливается с правой стороны пути перед светофором на расстоянии не более 20 метров. Надежность устройств путевой автоматической блокировки является важнейшим критерием безопасности движения на железнодорожных перегонах. При АБ перегон между станциями делится на один или несколько блок-участков длиной обычно от 1 до 3 км. В начале каждого блок-участка устанавливется автоматически действующий проходной светофор, сигнализирующий двумя, тремя или четырьмя показаниями в зависимости от значности АБ. Трехзначная АБ: Зеленый огонь — свободны два или более блок-участка; Желтый огонь — свободен один блок-участок; Красный огонь — Стой! Запрещается проезжать сигнал!
Четырехзначная АБ: Зеленый огонь — свободны три или более блок-участка; Желтый и зеленый огни — свободны два блок участка; Желтый огонь — свободен один блок-участок; Красный огонь — Стой! Запрещается проезжать сигнал!